В Каире случился инцидент с российским блогером-инстаграмщиком, которого серьезно избили в Городе мусорщиков. В первом комментарии внизу я дам ссылку на полную статью, вы почитаете в деталях, что там случилось. Сейчас просто выскажу свое мнение как человека, который много где побывал в мире, включая упомянутый Город мусорщиков в Каире.
Никогда не слышал про этого парня, Арсения Котова, но потом немного погуглил и увидел, что довольно популярный инстаграмщик. Ездит по разным странам и снимает видео из серии «классный я и примитивные туземцы, живущие в грязи».
Ну снимает — и ладно. Но такие ребята не учитывают особенности тех или иных мест и регионов. Не понимают, что не везде этично фотографировать, не все можно фотографировать. В арабской стране надо понимать, что не принято фотографировать женщин, если предварительно женщина не дала на это свое согласие. Еще не принято входить в чей-то дом или двор без приглашения хозяина. Не принято снимать детей, особенно маленьких: это, по мнению местных жителей, несет «сглаз».
Одним словом, фотографирование людей — это везде вопрос довольно деликатный. Попробуйте в Германии сфотографировать чужих детей на детской площадке — и родители вызовут полицию. А если вы в Америке без разрешения зайдете в чей-то дом (как этот парень в Каире), чтобы сделать репортаж на тему «как живут американцы», то вас могут застрелить, приняв за грабителя, и суд хозяина оправдает.
И тем не менее в Египте физическое насилие над туристом — это исключительный случай. Арабы вообще люди неагрессивные, и любой, кто знает арабский Восток, со мной согласится. Они эмоциональные, вспыльчивые, но из десятков уличных ссор и конфликтов, которые я наблюдал в Египте, Марокко, Ливане, Ираке, Йемене и так далее, ни разу инцидент не закончился реальным насилием с травмами. Покричали, помахали руками и разошлись. Чтобы человека прямо избили до крови, надо совершить что-то исключительно плохое с точки зрения местных жителей.
Впрочем, египтяне проявили благоразумие, а российские дипломаты, в свою очередь, сработали оперативно. В итоге мелкий инцидент не перерос в международный скандал с участием нескольких стран, судебные разборки, публикации во всех мировых СМИ об «ужасах» отдыха в Египте и все прочее.
Тут важно подчеркнуть, что личность блогера абсолютно не важна в данном случае, как и не особо важно, кто там виноват был в Городе мусорщиков. Важно то, что на более высоком уровне инцидент решили закрыть, не дав ему раскрутиться во вред интересам как Египта, так и России. Можно обвинять Россию очень много в чем, но факт остается фактом: потенциальный скандал был улажен. Честь и хвала российским дипломатам в Каире.
Блогер Котов обвинил российских дипломатов в том, что они ничего не делают и бросили его в тюрьме. К счастью для блогера, он не знает, что такое тюрьма и что могло бы случиться, если бы российские дипломаты не смогли убедить египетских коллег отпустить его из тюрьмы. Пусть он погуглит с моими именем и фамилией, тогда он узнает, что бывает, когда реакция дипломатов и вправду была чуть запоздалой, а арестовавшая сторона не понимала, чем все это может закончиться. Напомню, что Лукашенко решил поторговаться с Россией насчет долгов за нефть и газ, решив, что методом шантажа (покупки газа у Азербайджана) сможет добиться преференций у «Газпрома». Все это вы найдете в YouTube — выступления Лукашенко и комментарии МИД России по моему вопросу.
Просто представьте себе, если бы история типа моей повторилась с блогером Котовым в Египте. Если бы египетские чиновники, как в свое время белорусские, решили «поиграть» с Россией, предложив освободить Котова взамен на предоставление, например, новейших истребителей или передачу ядерных технологий для строящейся АЭС в Эль-Аламейне. Можете себе такое представить? Конечно, нет.
Египет — это не Азербайджан и не Белоруссия. Президенту Ас-Сиси не нужны скандалы вокруг никому не нужного российского блогера, президенту Ас-Сиси не нужны суды в Европе и Америке с обвинениями Египта в пытках и покушениях на российских туристов. Так что Мария Захарова высказалась абсолютно верно в защиту дипломатов.
Пользуясь случаем, расскажу, что 20 мая 2021-го ЕСПЧ вынес решение по моему иску против Азербайджана, признав эту страну виновной в незаконном аресте, пытках и покушении на убийство. Я решил на достигнутом не останавливаться и додавить режим Баку в американском суде, где весной начнется судебный процесс по моему иску персонально против президента Ильхама Алиева. Это будет первый в истории иск российского гражданина против президента иностранного государства, скажем так, важный прецедент, тем более что американское законодательство это позволяет.
На месте семьи Алиевых я бы начал уже сейчас распродавать свое имущество в США, чтобы потом не иметь проблем с арестом их собственности по решению суда. А все из-за чего? Из-за неспособности закрыть инцидент на стадии, когда это еще было возможно.