В данном случае расхожее понятие «ход конём» я использую в буквальном шахматном смысле. Дело в том, что после бурной зимы и нескольких безуспешных попыток Кудрина стать посредником между властью и оппозицией ситуация сложилась так, что двигаться по прямой – в любую сторону! – на политической шахматной доске Алексею Леонидовичу некуда, всюду непреодолимые препятствия. Можно только попытаться перескочить через них, - а это по силам именно шахматному коню с его извилистым ходом. Вот Кудрин, создав свой фонд инициатив, и стремится обходным манёвром всё-таки достичь каких-то своих неизречённых, необъявленных целей.
Вообще говоря, идея кудринского фонда по сути своей здравая. Но очень уж смущает состав кудринских сподвижников, стремглав бросившихся на зов бывшего министра финансов. Ведь если самого Кудрина можно считать отставником первой свежести – совсем недавно убыл из власти, то полузабытые члены старой ельцинской команды, сразу вставшие рядом, да ещё в первых рядах, - это «товар» третьего разбора. От них ли ждать свежих инициатив? От радикального Умнова, с пеной у рта отстаивающего «достижения» 90-х годов? От гайдаровского министра Нечаева? А, может быть, от Гонтмахера, который в январе 2009 года, когда разгорался экономический кризис, «не слезал» с телеэкрана (канал РБК) и безумолку навязчиво бубнил о полном крахе России, неизбежном уже в апреле? Помню, особенно возмущался Гонтмахер постепенной девальвацией рубля, требуя разового падения, дефолта – как в 1998-ом.
Но ведь круто неправ оказался предсказатель. Метод постепенной девальвации, хотя и привёл к дополнительным потерям валютного запаса, зато спас банковские сбережения десятков миллионов россиян. Да и валютный запас давно уж восстановлен. И этот деятель, который жаждал обречь страну на дефолт, а соотечественников – на новые беды, этот деятель сегодня опять бежит впереди прогресса рядом с Кудриным?
Нет, что-то тут не так.
Да и сам наилучший, по западной версии, министр финансов всех стран и народов, - нет ли его личной вины в недоразвитости обрабатывающих отраслей российской экономики? Кудрин был любимым персонажем журнала «Итоги», очень часто давал этому изданию интервью, которые сохранил я в отдельной папочке. О чём же говорил журналистам Кудрин? Он упорно отстаивал линию на то, что в российскую экономику ни в коем случае нельзя вливать бюджетные средства – всё равно разворуют. Да, да, так и говорил: всё равно разворуют, а потому что-то строить, что-то создавать не надо. Казалось бы, министру финансов, рассуждающему таким образом, надо было бы безумолку кричать о необходимости борьбы с коррупцией, предлагать финансовые меры такой борьбы. Но Кудрин просто констатировал факт, и только. Его борьба состояла в том, чтобы не давать промышленности денег. Единственное, на что он соглашался – это подкидывать немного средств на развитие инфраструктуры (будто и там не воровали?) Основную часть госсредств Кудрин предпочитал запечатывать в кубышку. Напрасно ли его прозвали бухгалтером? Получалась странная штуковина: экономика дышала с трудом, а Минфин каждый год отчитывался с блеском, триумфально.
И ещё вопрос: сколько же бед доставила нашей экономике прижимистость министра финансов, который основную часть бюджетных расходов перекладывал на четвёртый квартал, загоняя в тиски бюджетополучателей, вынуждая их заранее брать дорогостоящие кредиты, от чего тормозилось развитие? А теперь вот этот самый Кудрин, зачем-то окруживший себя средней руки театральными режиссёрами и полузабытыми личностями, снова жаждущими телевизионного фэйсизма, будет диктовать нам рецепты развития?
И ещё, напоследок. Общественность постоянно шумит о том, что в Правительстве должны быть не политики, а профессионалы. Но как раз Кудрин-то, несмотря на его раздутую славу, профессионалом в современном финансовом смысле и не был: он недостаточно свободно разбирался в нынешних интернет-коммуникационных возможностях, не владел наиновейшими методами финансового управления. Новый министр Силуанов, который мало «светится» на публике, в этом профессиональном отношении гораздо сильнее, на голову выше Кудрина. Политизированная стихия Кудрину гораздо ближе, чем кропотливая финансовая работа на уровне самых современных коммуникационных технологий, кстати, резко снижающих свободу манёвра для бюджетных жуликов. Именно этим надо было бы давно заниматься Кудрину, а он просто держал экономику на голодном финансовом пайке.
А фонд, который он недавно создал… Что ж, поживём – увидим. Но вряд ли дождёмся мы от него чего-то толкового. Скорее всего, это просто очередная поспешная попытка Кудрина напомнить о себе на этапе «раздачи кресел».
АНАТОЛИЙ САЛУЦКИЙ