Повышение налогов в России неизбежно, поскольку правительство закладывает в бюджет цену нефти 40 долларов за баррель, заявил экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
По его словам, при нефти по 40 долларов свести федеральный бюджет, который наполовину наполняется нефте- и газодолларами, будет невозможно.
В проект бюджета на 2018—2020 годы, утвержденного правительством, заложены дополнительные сборы с населения и бизнеса на 912 миллиардов рублей.
Как избежать смерти
Хотя, как говорится, налоги и смерть в равной степени неизбежны, прогнозы Алексея Кудрина в данном случае не стоит принимать на веру, полагает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
«Кудрин исходит из того, что в проект бюджета заложен самый пессимистический сценарий цен на нефть, и это разумный подход. Бюджет всегда верстают исходя из самых жестких возможных условий. И это совсем не означает, что в реальности эти условия будут настолько плохими, как в прогнозе», — сказал он «Ридусу».
Например, в четверг цены на нефть Brent составляли 56 долларов за баррель, что очень существенно превышает «уровень ватерлинии», нарисованный в федеральном бюджете. И директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов ранее говорил «Ридусу», что прогнозы падения цен на нефть ниже ватерлинии — это беспочвенный алармизм некоторых ньюсмейкеров.
Однако если правительство решило выжать из населения и бизнесов больше налогов, оно это сделает невзирая на фактический положительный баланс расходов и поступлений, соглашается Алисенов.
«Как правило, правительство не регулирует налоги в режиме реального времени, а определяет их ставку сразу на какой-то период — в данном случае на 2018—2020 годы. И эта ставка определяется не по реальной ситуации, а „по бумажке“: по тем показателям, которые указаны в бюджете. Уверенность Кудрина в неизбежном повышении налогов основана именно на знании этой практики», — говорит эксперт.
Платить всегда, платить везде
Самое неприятное в возможном повышении налогов состоит не только в их абсолютной величине, но и в том, что они подвержены так называемому анкерному эффекту: будучи однажды повышены, они почти никогда затем не снижаются, даже если экономическая ситуация существенно улучшилась.
«Это процесс в значительной степени односторонний. Даже если правительство в какой-то момент решит не повышать налоги прямо, у властей есть инструмент сделать это косвенно — например, путем расширения налогооблагаемой базы. Все россияне это на себе уже испытали, когда была изменена формула подсчета кадастровой стоимости объектов недвижимости», — напомнил он.
При этом налоговое регулирование может успешно применяться не только для того, чтобы закатывать экономически активное население в асфальт, но и чтобы стимулировать экономический рост.
В России был период, когда предпринимателям разрешалось платить только 50% налогов при условии, что оставшуюся половину они инвестируют в основные фонды. Это очень поощряло владельцев компаний развивать свои бизнесы — ведь платить самому себе при любых обстоятельствах приятнее, чем отдавать те же деньги государству. Патриотизм никто не отменял, но свое дело ближе к телу.