Лонг-Бич – это не только популярный курортный городок Большого Лос-Анджелеса, но и место, где на вечной стоянке находится «Куин Мэри» - легендарный британский трансатлантик 30-х – 60-х годов, одно из самых известных судов в истории мореплавания и единственный из знаменитой когорты обладателей «Голубой ленты Атлантики» (приза, более 100 лет вручавшегося судну, за рекордное по скорости пересечение Атлантического океана), который сохранился в целости и сохранности до наших дней и с которым можно подробно познакомиться (в Филадельфии на приколе еще стоит американский скороход «Юнайтед Стейтс», но он долгое время был в заброшенном состоянии, лишь сейчас принимаются попытки его восстановить и доступа на него нет). «Куин Мэри» пришла в Лонг-Бич в 1967 году по окончании своей прославленной карьеры. Сейчас она служит плавучим отелем и одновременно музеем – туристы могут пройти по палубам, подняться в рубку и машинное отделение, доступу открыты и многие другие помещения прославленного лайнера.
«Куин Мэри» в порту Лонг-Бич.
На фото также видна советская дизельная подводная лодка Б-427, которая после выхода из состава нашего флота в 1995 году была продана в качестве музейного экспоната в Австралию, а в 1998 году перебралась сюда, в Лонг-Бич. Аналогичная подводная лодка Б-440 проекта 641 также является музеем и установлена у нас в Вологодской области в городе Вытегра. Есть подводные лодки-музеи и во Владивостоке, и в Калининграде, о которых также можно почитать на страницах моего журнала. Так что сегодня мы уделим все внимание «Куин Мэри».
Покупаем билеты и по трапу заходим на борт
Центральный холл лайнера
Очень красивый лакированный деревянный барельеф судна в главном холле:
На «Куин Мэри» 8 палуб. Лестничные марши между некоторыми из них.
Мне неоднократно доводилось путешествовать на современных круизных судах – но конечно при всех их прелестях и удобствах, они совершенно другие: безусловно, у них тоже есть душа и они также дарят радость людям, но в принципе – все они современные и технологичные отели на воде, в хорошем смысле. Но едва ли они идут хоть в какое-то сравнение с атмосферой «Куин Мэри», лайнера, который пересек Атлантику 1001 раз, служил основным видом транспорта между двумя континентами, блестяще прошел Вторую Мировую войну в качестве военного транспортного судна под названием «Серый Призрак», перевозившего солдат, а после её окончания вновь вернулся на трансатлантические просторы, на которых и работал вплоть до наступления эры реактивных самолетов. Мы погружаемся в историю, в атмосферу 30-х – 50-х. Как бы хотелось пройти по морю на этом лайнере, прогуляться по этим салонам и коридорам, украшенным деревом, под мерное поскрипывание переборок… А еще гуляя по лайнеру, поймал себя на мысли, что интерьеры его неуловимо напоминают интерьеры наших речных теплоходов проекта 588, построенных в ГДР в конце 50-х. Ну в принципе объяснимо – «Королева» конечно постарше, но после войны интерьеры капитально ремонтировались, так что поколение практически одно и тоже. :)
Королевская чета…
Самые красивые салоны лайнера закрыты для общего туристического доступа, а это – холл у входа в королевский салон.
Носовая площадка судна:
Один из телеграфов управления:
Уголок, посвященный военной истории лайнера, во время второй мировой войны перевозившего солдат.
Трансатлантические военные маршруты.
Буклеты компании «Кунард Уайт Стар»:
И посадочный талон одной из пассажирок 1956 года.
На борту судна установлен очень интересный стенд, посвященный истории «Королевы».
Приведу здесь некоторые выдержки из истории судна с Интернет-ресурса Михаила Войтенко
(http://www.odin.tc/disaster/qm.asp).
Пожалуй, самый знаменитый проект компании Кунард долго не имел имени. Это был просто проект No. 534, ставший затем гордостью Англии. Лайнер проекта No. 534 должен был стать первым в мире лайнером длиной более 1000 футов - 300 метров, ну и стандартное - «крупнейшее сооружение на плаву, когда-либо сделанное человеком». При длине корпуса 1019 футов, ширине 119 футов, и водоизмещении 81000 тонн, проект No. 534 стал крупнейшим судном, когда-либо построенным на верфях Англии. Перед тем, как окончательно спроектировать корпус, было проведено более 8000 опытных испытаний на двадцати двух моделях судна длиной 17 футов. Предполагалось, что при традиционных внешних формах лайнер сосредоточит в себе все новейшие достижения судостроения.
Вокруг названия проекта No. 534 было много слухов, сплетен и спекуляций. Дело в том, что компания «Кунард» традиционно называла свои лайнеры именами с окончанием на «ия» - «Лузитания», «Мавритания», «Аквитания». А поглощенная к тому времени Кунардом знаменитая компания «Уайт Стар» традиционно называла свои суда именами с окончанием на «ик» - «Олимпик», «Титаник», «Британник». Многие полагали, что Кунард, победив, наконец, одного из своих главных конкурентов - компанию «Уайт Стар», останется джентльменом и найдет какой-то компромисс в названиях своих лайнеров, изменив традицию, оканчивавшуюся на «ия». Как бы то ни было, компания хранила имя будущего суперлайнера проекта No. 534 в строжайшем секрете. Пожалуй, самая интересная и правдоподобная легенда, связанная с именем лайнера, следующая - глава американского филиала компании Кунард сэр Эшли Спаркс участвовал в делегации, отправившейся на прием к королю Георгу V, чтобы попросить у него разрешения присвоить лайнеру имя королевы Виктории. Во время приема сэр Спаркс сказал королю: «Ваше Величество, мы хотели бы назвать этот лайнер именем величайшей королевы Англии!» Присутствовавшая на приеме супруга короля, королева Мэри, воскликнула: «Какая прелесть, я буду в восторге!» Вот так и получилось, что проект No. 534 получил имя королевы Мэри и под этим именем вошел в историю.
26 сентября 1934 года более 200 тысяч человек столпилось по обеим берегам реки Клайд, чтобы лицезреть спуск судна. День был холодным и дождливым, однако он не охладил пыл британцев, с нетерпением ожидавших величайшего триумфа английского судостроения, символизировавшего собой выход Великобритании из Великой Депрессии. На церемонии присутствовали король и королева, и именно королева должна была разбить традиционную бутылку шампанского (австралийское белое) о борт лайнера. Впервые в истории Англии король крестил не военный корабль, а гражданское судно, пусть и такое грандиозное. Причина тому стала ясной после того, как огласили имя лайнера. Королева вышла вперед, перерезала веревку, которая удерживала бутылку, и нажала кнопку-курок спуска судна со стапелей. Затем она сказала в микрофон: «Я счастлива окрестить этот судно именем Королевы Мэри. Желаю счастья всем тем, кто будет на ее борту». Под восторженные крики толпы, гигантский корпус лайнера скользнул в воду. Тормозные цепи весом более 2000 тонн остановили судно, а поднятой волной, высотой более двух футов, были изрядно подмочены все, стоявшие слишком близко к берегу. Queen Mary начала свою долгую жизнь, которая длится и поныне.
Все предвоенные годы на Северной Атлантике прошли под знаком борьбы за первенство между «Куин Мэри» и французским лайнером «Нормандия». Практически одинаковые по величине, скорости и комфорту, эти два гиганта в упорных поединках вырывали друг у друга победу, выигрывая буквально доли узлов и сокращая время перехода через океан на несколько десятков минут, которых было достаточно для завоевания Голубой ленты. К началу войны первенство оставалось за английским лайнером: когда в 1938 году «Куин Мэри» вновь вернул себе Голубую ленту, капитан «Нормандии» прислал капитану «Куин Мэри» телеграмму: «Браво, «Куин Мэри»! До следующего раза!» Но следующего раза не случилось – наступила война. И в годы Второй Мировой войны судьба этих двух лайнеров сложилась совершенно по разному – «Нормандия» сгорела у нью-йоркского причала 9 февраля 1942 года, у «Куин Мэри» же сложилась блестящая военная карьера.
Начало Второй Мировой войны лайнер встретил в Нью-Йорке. После шестимесячного отстоя в Нью-Йорке, лайнер стал вспомогательным кораблем ВМФ Великобритании и отправился в Сидней через Кейптаун без всякого сопровождения. До вступления в войну США лайнер перевозил войска из Австралии в зону Суэцкого канала, а после того, как в войну вступили США, маршруты «Queen Mary» пролегли в Северной Атлантике, причем без всякого эскорта (даже, когда на борту были высокопоставленные персоны вроде пересекавшего Атлантику на борту «Куин Мэри» во время войны У.Черчилля) - лайнер защищала только его скорость. Судно стало трансатлантическим паромом и за войну совершило 28 рейсов через Атлантику туда и обратно…
Ходят упорные слухи о том, что германским подводникам была обещана награда в 250000$, и вроде бы лично Гитлером. Будучи быстроходнее любого военного корабля того времени, «Queen Mary» заслуженно получила прозвище «Серый призрак». В 1942 году, когда союзники еще проигрывали битву за Атлантику практически по всем статьям германским подводным лодкам, скорость решала все. Потеря скорости или остановка очень часто означали верную гибель. Скорость судна давала возможность легко уходить от вражеских субмарин, при этом «Серый призрак» всегда шёл зигзагами, остерегаясь торпед. Для отражения атак с воздуха на палубе были смонтированы 40-миллиметровые зенитные установки. Существовал строжайший приказ командования не останавливаться ни при каких обстоятельствах, даже для спасения терпящих бедствие. За один рейс лайнер перевозил 15000 солдат, а в одном из рейсов 1943 года «Queen Mary» перевезла 16683 человека - войска и экипаж - больше, чем какое-либо судно в истории. В ходе всей войны, «Queen Mary» и ее напарница, построенный прямо перед войной лайнер «Queen Elizabeth», на пару перевезли порядка 1.6 миллиона человек, на их долю пришлось 37 процентов от тех 875 тысяч солдат США, которые приняли участие в войне в Европе. Из этих цифр можно понять, какое значение для союзников имел этот лайнер, и можно поверить в легенду о вознаграждении за потопление «Queen Mary».
Легенды легендами, а за лайнером велась настоящая охота. Так, один раз, во время бункеровки с танкера в Рио-де-Жанейро, агенты нацистов засекли лайнер и немедленно сообщили о предполагаемом времени выхода в море и курсе Queen Mary находящейся поблизости субмарине. Однако получилось так, что агентов арестовали сразу после радиосеанса, капитан лайнера был предупрежден, изменил курс и покинул порт на несколько часов раньше запланированного отхода.
По расписанию «Queen Mary» вышел в море танкер, который ее бункеровал. Его-то немцы и потопили, причем командир субмарины, не то из-за слабоумия, не то из маниакальной страсти потопить проклятый «призрак», сообщил по радио, что утопил именно лайнер. Его радио перехватили японцы и немедленно раструбили об этом на весь мир. Услышав, в свою очередь, по радио о своем потоплении, капитан «Queen Mary» строжайше запретил комсоставу лайнера разглашать эту новость - «Никому ни звука! Ни в коем случае войска на борту не должны знать о том, что нас потопили. Это может их встревожить...»
«Куин Мэри» блестяще прошла войну, так и не встретив ни одной вражеской торпеды…
После войны лайнер получил новое рождение в Саутхэмптоне, куда доставили все внутренне убранство «Queen Mary», убранное на время войны на береговые склады. 31 июля 1947 года «Queen Mary» вышла во второй свой «свадебный рейс», наконец-то после 8 долгих лет на ее борту были пассажиры, а не солдаты. Ей навстречу из Нью-Йорка вышла «Queen Elizabeth», построенная перед самой войной. Наконец, «Королева Мэри» обрела напарницу. Так они и работали - когда один лайнер выходил из Нью-Йорка, другой покидал Саутхэмптон. По мере возможности, лайнеры старались непременно встретиться посреди Атлантики и разминуться на дистанции порядка 300 метров. Пассажиры высыпали на палубы и радостными криками приветствовали встречу. Конец 40-х и начало 50-х ознаменовались царством этих королев на линии Европа-США, львиная доля всех перевозимых пассажиров между Старым и Новым светом приходилась на эту парочку, Кунард процветал. Несмотря на потерю знаменитой и легендарной «Голубой ленты» (приз рекордсмену, устанавливающему рекорд скорости пересечения Атлантики), в 1952 году ее перехватил американский лайнер «Юнайтед Стейтс», «Queen Mary» не теряла пассажиров. Этому не помешал даже изначальный - на стадии проектирования - дефект лайнера, сильная бортовая качка при волнении. Нашли средство и против качки - в 1957 году Кунард установил на лайнер стабилизаторы качки стоимостью 1.5 миллиона фунтов. С гнусной качкой было покончено, однако лайнер спасти это уже не могло - надвигалась эра реактивных самолетов...
Неизбежное наконец наступило, и 8 мая 1967 года «Queen Mary», совершив свой 1000-й переход через Атлантику, навсегда покинула морские дороги. Компания Кунард упорно не хотела продавать лайнеры на слом или в чьи-то чужие руки, но деваться было некуда. Сестре «Queen Mary», лайнеру «Queen Elizabeth», крупно не повезло – после списания он был продан гонконгскому магнату и сгорел в 1972 году в Гонконге. А вот у «Queen Mary» - согласно пророчеству леди Харрисон, началась новая жизнь, не менее удивительная. Queen Mary была продана за 3.5 миллиона долларов городу Лонг-Бич в Калифорнии, куда и прибыла 9 декабря 1967 года. 31 октября 1967 года лайнер вышел из Саутхэмптона, при массовом скоплении народа, слезах и горьком расставании, назначением на место своей новой, вечной стоянки. Причем переход в Лонг-Бич стал самым длинным за все время ее плаваний маршрутом - Queen Mary проследовала в Калифорнию через Португалию, Испанию, Канарские острова, южноамериканские порты Рио-де-Жанейро, Вальпараисо, Акапулько. Лайнер Queen Mary на сегодня - одно из самых посещаемых судов, поставленных на вечную стоянку.
Познакомившись с историей этого уникального судна, продолжим прогулку. Туристам открыт доступ к одному из гребных винтов лайнера.
Машинное отделение:
Неподалеку от входа в машину на одной из нижних палуб установлены макеты «Куин Мэри» и её главного довоенного конкурента «Нормандии», а также стенд, посвященный американскому суперскороходу «Юнайтед Стейтс», в 1952 году отобравшему у «Королевы» титул самого скоростного судна Атлантики. Ознакомимся поближе с моделью «Нормандии».
А теперь пройдем в главный машинный отсек:
Покинув машину, снова возвращаемся на верхние палубы. В носовой части шестой палубы королевы расположен шикарный обзорный бар. Он функционировал и во время работы лайнера на трансатлантических линиях, работает и сейчас. Сколько разных людей сиживало в этом баре за долгие годы работы судна!
А как здорово было бы попить пивка в этом баре, покачиваясь где-нибудь посреди Атлантики!
Теперь пройдем на мостик. Рядом с ходовой рубкой находятся каюты капитана, стафф-капитана и еще ряда старших офицеров.
На мостике «Куин Мэри»:
Радиорубка:
Позвонить господину Черчиллю? Легко! :)
Promenade Deck
Отрекшийся от престола британский король Эдуард VIII и его супруга Уоллис Симпсон на борту «Куин Мэри»
И еще несколько заключительных фотографий – «Нормандия», «Куин Мэри» и «Куин Элизабет» в Нью-Йорке вскоре после начала Второй Мировой войны.
Судовой колокол и памятные стенды у главного входа на лайнер
Таким получилось наше знакомство с сохранившимся до наших дней знаменитым трансатлантиком. Я счастлив, что мне удалось на нем побывать!