«Пряности и страсти» (The Hundred Foot Journey)
США – Индия – ОАЭ, реж. Лассе Халльстрём, в ролях: Маниш Дайал, Ом Пури, Хелен Миррен, Шарлотта Ле Бон, Мишель Блан, Клеман Сибони.
Пережив случившуюся на родине трагедию, индийское семейство поваров-кулинаров отправляется на поиски лучшей жизни в Европу. Но в Лондоне эмигранты не прижились: там в овощах души нет. Швейцария в свою очередь годится лишь на закуски. Случайная авария задерживает героев в крохотном французском городке, провинциальность которого, впрочем, скрашена рестораном «Плакучая ива», имеющем столь важную в данном бизнесе «мишленовскую звезду». И хотя дети уверяют отца, что «французы не едят индийскую еду, у них своя кухня», тот убеждён: «Так надо дать им попробовать!»
Шведский режиссёр Лассе Халльстрём – постановщик едва ли не всех клипов группы «ABBA», по тем временам – довольно оригинальных. В 90-е годы обосновался в Голливуде, где успешно прижился. За свою творческую жизнь он снял три десятка картин, многие из которых – образцы сентиментального жанра. В «Что гложет Гилберта Грейпа?» у него играли молодые Джонни Депп и ДиКаприо, за «Правила виноделов» Майкл Кейн получил «Оскара», «Хатико: Самый верный друг» с Ричардом Гиром - едва ли не самая популярная киноповесть про собаку. Но его подлинный шедевр, как мне кажется, – «Шоколад» 2000-го года. Рассказ про чужеземцев, обосновавшихся в уютном городке с намерением предложить его жителям нечто вкусненькое, чего тем никогда ещё не приходилось отведать…
Надо ли добавлять, что как Люк Бессон в выходящей сейчас «Люси» вовсю спекулирует на приёмах из «Пятого элемента», Халльстрём также не стесняется стряпать новое блюдо из остатков прежнего. Тут уж кому что дано: у кого стрелялки отлично получаются, у кого мелодрамы, главное – чтобы было сделано хорошо да вкусно.
Сопоставлять «Пряности и страсти» с «Шоколадом» можно довольно долго – здесь даже музыка похожа, не говоря уж о многочисленных тематических пересечениях. Мастерской рукой режиссёр умело и ловко смешивает ингредиенты, производя мгновенную расстановку сил: вот романтический интерес, вот коварный соперник, вот подножка, вот перспектива. О качестве этого «гастрономического путешествия» много скажут имена продюсеров, которых обычно критики упомянуть забывают. Это Стивен Спилберг и Опра Уинфри – люди, понимающие толк как в кино, так и в человеческих историях.
Казалось бы, на этом можно и закончить: любой дурак, мало-мальски знакомый с жанром, с первых кадров скажет, чем здесь всё закончится. Главный герой женится на той самой первой встречной француженке, индийская кухня постепенно перевесит в глазах аборигенов ресторан через дорогу и даже бывший «злодей» со слезами на глазах признается, что никогда не ел ничего вкуснее... Однако к чести авторов фильма, вдохновлявшихся популярным романом, следует отметить, что они вовремя сворачивают с десятилетиями проложенной колеи – и довольно неожиданно пускают действие не по тому пути.
После вдохновенно произнесённых слов «Если не можешь победить врага, то стань ему другом», начинается в какой-то мере совсем другое кино. Оно, конечно, в итоге тоже съезжает на шаблон, но стоит засчитать хотя бы саму попытку – в середине фильма вдруг закрутить некую новую историю, которую не всякий предскажет заранее. Такой романный приём в рассчитанном на широкий прокат и уныло прямолинейном американском кинематографе встречается теперь всё реже, а потому следует ценить те редкие сеансы, когда он проявляется пусть даже в неполную силу.
Глупо, пожалуй, это повторять, но фильм вновь доказывает, что Хелен Миррен – большая актриса, способная выразить всё даже не взглядом, а одним лишь движением спины. Хотя номинально её роль тут вовсе не главная – вопреки уверениям рекламного постера (обманывающего не только в этом). Обращаешь внимание и на очаровательную Шарлотту Ле Бон, у которой ранее были роли в «британской» серии про Астерикса и Обелиска, в «Пене дней» и в байопике Ив Сен-Лорана, но по-настоящему, во всей красе, она проявила себя только сейчас. Имена индийских актёров знакомы, наверное, только поклонникам, соответственно, индийского кино, а жаль: сыгравший отца Ом Пури, например, спокойно бы сделал международную карьеру, будь у него такое желание.
Кроме того лента учит понимать разницу между «посыпаете» и «сыплете» (в русском переводе, конечно же), уверяет, что просьбы о скидках – «знак не бедности, а бережливости», а также дарит массу полезных рецептов, применимых в самых разных ситуациях: например, «Морские ежи на вкус – сама жизнь» или «Хочешь готовить – учись убивать». В целом это милый фильм, годящийся хоть для первого свидания, хоть для похода в кино по пенсионерским скидкам. Лассе Халльстрём не подвёл, вновь приготовив для своего зрителя вкусный десерт, пусть обманывающий, но делающий жизнь приятнее и слаще.