Редакция «Ридуса» подвела музыкальные итоги года. Чем запомнился с этой точки зрения минувший ковидный двадцатый, и чего ждать в новом году, который наверняка еще нас удивит?
Отмена концертов и новые форматы выступлений
Шоу-бизнес стал одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса индустрий. Из-за повсеместной отмены концертов и гастролей музыканты и промоутеры по всему миру оказались лишены львиной доли заработка, а меломаны — любимого времяпрепровождения.
Из-за закрытия границ в Россию не приехали Clawfinger, Viagra Boys, BadBadNotGood, SWRMS, Ghostmane, IAMX, Nothing But Thieves. Полный список отмененных и перенесенных концертов и фестивалей занял бы не одну страницу.
Введенные ограничения заставили организаторов выкручиваться из положения. Так, например, появились автомобильные концерты: музыканты выступают, как обычно, на сцене, а слушатели сидят в машинах, получая звук по FM-трансляции.
Пионерами «фм-вечеринок» стали немцы, которые умудрялись в таком формате проводить даже рейвы. Российские организаторы переняли технологию музыкального drive-in к лету. Так, например, в июле в Лужниках прошел фестиваль Live&Drive.
Кроме того, в ушедшем году начали давать онлайн-концерты. Изначально это явление преследовало исключительно гуманистические цели. Музыканты транслировали выступления из домашних студий в качестве благодарности врачам, выражая солидарность с озверевшими взаперти людьми и так далее.
Когда стало понятно, что в ближайшее время отмены ограничений ждать не стоит, появились платные онлайн-концерты. Здесь мнения фанатов разделились: с одной стороны, «живым» выступлением этот формат можно назвать лишь условно, никакого эффекта присутствия нет, а качественных записей концертов всевозможных групп в свободном доступе сегодня достаточно. С другой — это способ помочь музыкантам не умереть с голода.
По оценке Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций, прямой убыток отрасли на конец 2020 года составил 13 миллиардов рублей.
Пришествие Spotify в Россию
Спустя шесть лет ожидания (юрлицо в РФ шведский сервис зарегистрировал еще в 2014) в России запустился Spotify. То, что пользователи этот стриминг реально ждали, показали многочисленные мемы.
В конце октября востребованность сервиса в России подтвердили и в Spotify. В официальном отчете для инвесторов руководители компании называют российский опыт самым успешным запуском на новом рынке за всю историю Spotify. Цифр авторы отчета не называют, но заявляют, что в первые три месяца сервис получил столько новых подписчиков, сколько аналитики планировали получить за первый год работы.
Удивительно, но вкусы подавляющего большинства российских пользователей Spotify оказались таковы, что они могли бы обойтись «Яндекс.Музыкой» или «ВКонтакте». В российских итоговых топах сервиса за минувший год — Моргенштерн, Скриптонит, Алена Швец, Slava Marlow и так далее.
Мастер-класс от Пола Маккартни
Несмотря на развитие современных технологий и повсеместный интернет, заработать музыкантам помог аналоговый ренессанс. Дело в том, что стриминговые сервисы платят достаточно скромные деньги.
В конце 2019 года расценки для независимых музыкантов были таковы: 0,0044 доллара за одно прослушивание трека в YouTube с подпиской Premium; в Apple Music и Spotify и того меньше — 0,0025 доллара за одно прослушивание. То есть, чтобы музыкант заработал 2,5 доллара, его трек должны прослушать тысячу раз.
Роялти при продаже музыки на физических носителях выше. В этом отношении крайне любопытен пример нового альбома Пола Маккартни «III». Только за одну неделю с 17 по 24 декабря в США было продано 32 тысячи этих пластинок. Эта цифра не впечатляет на фоне миллионов прослушиваний в сети, но интересно другое: фактически Пол Маккартни продал коллекционерам одну и ту же пластинку несколько раз.
Дело в том, что среди филофонистов существует доля коллекционеров, стремящихся собрать все возможные варианты релизов своих кумиров. На них менеджеры экс-битла отыгрались сполна.
Сначала в продаже появилось лимитированное издание, напечатанное на заводе Джека Уайта в Детройте Third Man Records. Желтых пластинок с черными пятнами напечатали 333 штуки. Эти самые черные пятна изготовлены из переработанных старых пластинок сэра Пола «I» и «II», которых, по словам Джека Уайта, понадобилось 33 штуки.
«Вариант-333» предлагался на предзаказе за 60 долларов. Тираж был полностью раскуплен за минуту. Сегодня на специализированных торговых площадках цена этого варианта издания стартует от трех тысяч долларов и будет только расти.
Практически одновременно в американском интернет-магазине Пола Маккартни появилось еще одно эксклюзивное издание все от того же Third Man Records в количестве 3000 копий на этот раз красного цвета. В комплекте идет постер размером 30,5 × 40,75 сантиметра. Этот вариант фанаты и перекупщики смели буквально за час. На «вторичке» сегодня его цена начинается от 200 долларов.
В европейских интернет-магазинах появилась точно такая же эксклюзивная лимитированная пластинка. Те же 3000 вручную пронумерованных обложек, красный прозрачный винил, большой постер, только напечатан на мощностях «Оптима Медиа» в Германии. Почуяв подвох, коллекционеры раскупали его менее охотно, однако солд-аут все же произошел.
Сразу после этого появился эксклюзивный релиз для независимых магазинов пластинок. На этот раз белого цвета. 4000 копий для США и 3000 копий для Англии. Для американского магазина Newbury Comics изготовили эксклюзивную розовую версию, для Target — зеленую, для австралийского JB Hi-Fi — синюю, а в ассоциации со Spotify — прозрачную. Почти все эти цветные варианты сегодня доступны только у перекупщиков. Официальные магазины продолжают продавать десятками тысяч неэксклюзивные версии на обычном черном виниле.
Нечто подобное попытались провернуть и менеджеры AC\DC с альбомом PWR/UP (семь цветных эксклюзивных версий и пикчер-диск), однако такого ажиотажа достичь не смогли.
Музыка в стиле киберпанк
О нашумевшей игре польской студии CD Projekt RED говорили много. Жаль, среди баталий о багах, линейности, тормозах и консолях предыдущего поколения авторы обзорных статей незаслуженно забыли о саундтреке к игре.
Обычно в играх с разнообразным музыкальным наполнением музыка просто лицензируется. Так сделано, например, в GTA или «ФИФА». В «Киберпанке» музыкантов пригласили специально поработать над саундтреком.
Run The Jewels, Refused, Grimes A$AP Rocky, Gazelle Twin, Deadly Hunta, Rat Boy, Нина Кравиц и прочие написали для игры свои песни, а разработчики вписали их в сеттинг. Так, например, Grimes стала поп-звездой вселенной Киберпанка-2077 Лиззи Виззи, а шведские хардкорщики Refused — группой Samurai, с которой играет Джонни Сильверхенд.
В интервью музыканты неоднократно отмечали, что вселенной игры соответствуют и тексты песен. Случалось, что от каких-то слов в треках приходилось отказываться, потому что те или иные политические термины там не работают.
Конечно, все 11 радиостанций Найт-сити обеспечить эксклюзивной музыкой не вышло. В отличие от работавших над саундтреком музыкантов, лицензированные треки выдали под реальными, а не вымышленными именами. Чак Берри, Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, Чарльз Мингус, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Телониус Монк — составители саундтрека прекрасно поработали над наполнением.
Продажи на физических носителях еще не стартовали, но, судя по цифрам предзаказов, отбою от желающих не будет.
Жажда обладания
Интерес к физическим носителям стабильно растет последние несколько лет, и этот год не стал исключением. В Великобритании, по данным Британской фонографической индустрии, в 2020 году продали 4,8 миллиона новых пластинок. По США Ассоциация звукозаписывающей индустрии RIAA данных за год пока не выложила, но в первом полугодии на территории страны было продано новых пластинок на 232 миллиона долларов. Это почти на сто миллионов больше, чем проданных компакт-дисков. Такая ситуация последний раз случалась в 1986 году.
Раньше во всевозможных опросах покупатели музыки на физических носителях объясняли коллекционированием, качеством звука, ностальгией и так далее. В 2020-м у респондентов появился «новый мотив»: желание обладать физической копией любимого альбома.
Оказаться лишенным любимой музыки можно не только из-за интернета, но и всевозможных заморочек, связанных с авторскими правами. Осенью 2020-го подписчики Netflix стали бурлить в соцсетях: из сервиса пропал ряд фильмов с Джонни Деппом. Некоторые предположили, что это связано с громким разводом актера, но все оказалось куда проще: у сервиса закончились права.
Сегодня у каждой крупной студии есть собственный стриминговый сервис. Чтобы смотреть все любимые или трендовые фильмы и сериалы, одной подписки на Netflix больше недостаточно, надо подписаться на Amazon, Disney, Apple TV+, HBO GO, Hulu и так далее.
Ровно то же происходит и с музыкой. Еще вчера в условном Tidal ты по сотому разу крутил любимый альбом, а завтра «правообладатель запретил стриминг его песен в вашем регионе». Эксперты отмечают, что устойчивый рост продаж музыки на физических носителях, будь кассеты, пластинки, диски или катушки, связан в том числе и с этим фактором.