Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана Габдрахманом Ильяси в 1886 году. Первый публичный спектакль на татарском языке был показан 22 декабря 1906 года, именно с этой даты начинается работа профессионального татарского театра. Первой профессиональной татарской труппой была «Сайяр», название для которой предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай.
Современное здание театра открылось в январе 1987 года. Площадь перед театром украшена многочисленными фонтанами и представляет собой набережную озера Кабан. Само сооружение напоминает корабль с бирюзовым парусом.
В советское время Татарстану, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на театральной сцене. Несмотря на этот факт, многие из актеров театра снимались в фильмах на русском языке.
Ринат Тазетдинов играл в фильме «Тегеран-43», а Идрис Масгутов снимался вместе с Никитой Михалковым в фильме «Ревизор». С начала 2000-х годов, когда кинофильмы на татарском языке стали выходить регулярно именно представители Театра им. Г. Камала стали основными действующими лицами эры нового татарского кино.
В постановках хорошо раскрывается культура и особенности татарского народа. Татары не боятся шутить и смеяться сами над собой. Комедия драматурга Тази Гиззата "Смелые девушки", которую показывали в рамках Культурной Универсиады 2013, идет почти 3 часа, но смотрится на одном дыхании.
Обиженных судьбой трех девушек-сирот пристраивают в городе в богатый дом. Узнав, что хозяйка хочет их продать в публичный дом, они решают сбежать. Переодевшись в мужскую одежду они приходят в медресе учиться. Веселые, но в то же время опасные приключения девушек в медресе помогут претворить в жизнь их мечты.
В основу постановки легла "Легенда о семи девушках". Легенда гласит о том, что семеро татарских девушек, не получавших достаточного уважения со стороны окружающих, решили доказать, что они тоже могут учиться и иметь собственное мнение. Тогда, переодевшись в мужскую одежду, они поступают на учебу в медресе, обманув самого муллу. В то время это считалось смелым поступком, которое могло караться по всей строгости законов Шариата. Сам спектакль пронизан атмосферой народного удальства, веселья и озорства. И так как это комедийная пьеса, девушек спасают три отважных джигита, увозят их из медресе и счастливо живут в браке.
Кстати, большая часть современного российского фильма "Сокровища озера Кабан" связана именно с этим театром. Съемки производились в зрительном зале, в фойе, на крыше и подвале театра. В фильме приняли участие многие актеры Театра им. Г. Камала. Теперь проходящие мимо театра люди наблюдают за крышей - не едет ли там кто-нибудь в тележке.