Путешествия

Кызыл: улицы разбитых унитазов. Фоторепортаж

37 788

Обычный дом на главной улице Кызыла. 3 этажа, несколько десятков квартир, нет канализации. Деревянные сортиры смердят во дворе.

Агенство недвижимости, занимающее помещение на первом этаже, имеет своё "очко" и запирает его на ключ. Хозяин уже давно обращался к жильцам с предложением провести в дом трубы и установить унитазы, но те лишь отмахивались: ''Всю жизнь ходим во двор и будем ходить дальше''. Это девиз республики Тува.

Кызыльская улица Ленина - как густой неразбавленный сироп, сконцентрировавший всю суть местной жизни. На коротком отрезке ты можешь увидеть всё. Магазины, принадлежащие исключительно местным депутатам и министрам. Эти достойные люди по счастливой случайности ещё и родственники друг другу. В огромном суперсовременном здании арбитражного суда редкие гулкие шаги подчёркивают гробовую тишину. Нет конфликта интересов, а судьи играют в ''Каунтерстрайк'' по сетке и выдумывают себе неотложные дела, чтобы смыться пораньше с работы.

Есть на улице Ленина и здание МВД, и титульный университет, и управа, и площадь в национальном буддийском стиле.

Весь город поделён родственными кланами, и в каком-нибудь зампреде тувинского правительства вы легко можете узнать бывшего каталу. Пока чиновники занимаются бизнесом и дербанят бюджет, дворы и улицы приходят в запустение.

Ржавеющие остовы бывших совковых качелей, между ними местная ребятня выдумывает себе занятия. Через несколько лет все занятия сводятся к добыче денег на спиртное или наркоту.

Граница между федеральным и местным проходит чётко. Если вы видите современное здание - это учреждение какого-нибудь ведомства, обычно силового. Рядом, за столбиками - голь перекатная.

Это не просто кусты, здесь живёт человек. Он как суслик - вы его не видите, а он есть))

Мой любимый кызыльский бульвар. 1 квартал от центральной улицы...

Бульвар соединён с улицей Ленина импозантным переулком. Здесь я нашёл нож, показанный в одном из прошлых репортажей.

К счастью, исключения бывают даже здесь. Местный барачный шанхай снесли и водрузили здание Национального музея.

Лужков как-то расщедрился и возвёл музыкальную школу.

Прочь из пыльного депрессивного города! В Кызыле тоже есть туризм! Есть надпись на английском языке! Ура! Я считаю её знаковым символом на пути к возрождению. В маршрутке Кызыл-Абакан был замечен даже один живой австралиец. На каждом посту ГАИ его выводили из салона и вели на проверку документов. Туризм - чрезвычайно перспективная отрасль для красивой республики, и уже сейчас ему уделяется пристальное внимание.

Источник у местного населения считается священным. Разноцветные тряпочки, столики, таблички от МТС - всё как положено.

11 лет назад здесь разыгралась ужасная трагедия. Двух горожан привезли сюда на машине и зарезали. У одного насчитали около 50 ножевых ран, второму вообще отрезали голову. Бедолаг погрузили в машину и столкнули в Енисей. Она застряла у самой воды и была обнаружена. Преступников посадили. Через пару лет они выйдут на свободу, вернутся в Кызыл, будут пить водку и травить тюремные байки. В пьяном угаре убьют ещё кого-нибудь. В этой мистической паре трёхэтажного дома без туалета и немотивированных убийств я вижу неразрывную кармическую связь, образующую историю моей страны.

Очень захотелось поесть.

В субботу многие городские кабаки заняты под свадьбы и дни рождения. Национальную тувинскую кухню надо ещё поискать. Нам вдруг несказанно повезло. В одном из самых продвинутых заведений обнаружился посол Далай-ламы в Туве, настоящий тибетский монах, Учитель. Чтобы попасть к нему на приём, надо записываться за пару месяцев!

Посол оказался чрезвычайно приветливым и добродушным человеком. Я передал ему привет от одной из его учениц, с которой подружился в Паттайе. Наш мир невероятно тесен. Монах расчувствовался, незаметно снял с головы очки ''Ray Ban'', разрешил сфотографироваться с собой.

Национальное блюдо ''хан'' тоже оказалось чрезвычайно вкусным. Мясо и кровь жарят, подают на подушке из картофельного пюре с овощами. Жареная кровь придаёт особый вкус.

В тувинских ресторанах сложно найти национальный тувинский чай, с молоком, жиром и солью. Для нас сделали исключение, приготовили по спецзаказу.

Я покидаю Кызыл, покидаю Туву. Русская Сибирь ждёт меня. Красноярск, Омск, загадочная станция Тайга. В Туве остались потрясающие люди, зовущие меня в гости. Я не приеду сюда опять. Тува - это то, что вы никогда не забудете, но не захотите увидеть вновь. Такая республика - настоящая ....па России.