«Ла-Ла Ленд» (La La Land)
США, реж. Дэмьен Шазелл, в ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг, Джон Ледженд, Дж. К. Симмонс, Розмари ДеУитт.
Миа Долан живёт с тремя подругами, подрабатывает в кафе и обожает старые фильмы. И хотя она понимает, что в мире актрис девать некуда, но всё равно верит в свою удачу и регулярно бегает на кинопробы.
А Себастьян жить не может без джаза, собирает музыкальные раритеты и надеется со временем открыть собственный клуб, где джазу бы не дали погибнуть на корню. Но пока он всего лишь пианист в ресторане, владелец которого настаивает на исполнении прилипчивых рождественских песенок.
У них у обоих очень серьёзные планы на будущее в городе, где некогда снимали «Касабланку» и «Бунтаря без причины» и до сих пор то и дело ненадолго перекрывают движение ради очередного дубля. Это «Город звёзд», Лос-Анджелес, Голливуд.
Трейлер фильма «Ла-Ла Ленд»
Давно уже устаревшее представление о мюзикле в совокупности с игривым названием заставляет нас думать о «Ла-Ла Ленде» как об очередном «фильме-празднике», где не только будут петь и танцевать, но и в принципе всё будет весело. Это не так. «Ла-Ла Ленд», возможно, самый грустный мюзикл на свете — он печальнее, кажется, даже «Мулен Ружа» и «Шербурских зонтиков», поклоны которым (как и другой классике жанра) насмотренный киноман считает без промедления. Вновь повторяя вековечное «жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь», он даже не притворяется безоглядно оптимистичным фильмом — и радостное ожидание будущего оборачивается здесь удручённым воспоминанием о прошлом.
Да и мюзикл это лишь отчасти. Тут есть, безусловно, несколько впечатляющих музыкальных сцен — открывающая песня в застывшей на жаре лос-анджелесовской пробке, сборы подружек на вечеринку, парочка отличных номеров на двоих, включая фантастический эпизод в невесомости на фоне звёзд, безупречно-бессловесный финал… Однако вовсе не они составляют суть этой в целом драматичной картины. Ещё тут много джаза, придающего фильму особое настроение; но убери джаз и песни — всё равно останется более половины сюжета.
Ролик фильма «Ла-Ла Ленд»
Но сама форма мюзикла нужна была автору (прославившийся «Одержимостью» Дэмьен Шазелл продолжает творческое сотрудничество с композитором Джастином Гурвичем) для того, чтобы резче очертить ту границу, что отделяет светлые мечты от беспросветного настоящего. Фильм пропитан верой в то, что всё должно быть хорошо и будет ещё лучше, но нашлось тут место и трезвой доле сомнения: а вдруг нет, а вдруг не будет?.. Бесконечные кастинги не всегда приводят ко звёздной роли, везёт, как правило, одному на миллион — и кто сказал, что именно у тебя таланта больше, нежели у кого-то другого?..
Мечты могут быть и несбыточными; не в традициях Голливуда говорить об этом — ведь именно здесь если не выдумали, то раскрутили ставшее всемирно известным понятие «американской мечты», символизирующее пусть даже извилистую, но верную дорогу к успеху. Но тем весомее значение «Ла-Ла Ленда», не побоявшегося намекнуть, что нет вечной любви, а слава может быть лишь дурманящим сном, от которого потом трудно будет проснуться.
Ролик фильма «Ла-Ла Ленд»
С точки зрения разнообразных кинопремий (нельзя сейчас обойти вниманием тот факт, что «Ла-Ла Ленд» — один из главных претендентов на кучу «Оскаров») это практически беспроигрышный вариант, ибо этот фильм посвящён не просто мечте, но Мечте о Кино, он о безусловной влюблённости в этот мир, называемый Голливудом. Об этом же были не столь давно побеждавшие на «Оскаре» «Артист» и «Операция „Арго“», утверждавшие силу искусства как нечто безусловное, способное противостоять любым, даже самым страшным напастям. Конечно, существует куда больше картин, пытающихся доказать, что Голливуд меняет мир к лучшему, и потому так ценятся тому свежие, незамыленные ещё доказательства, которые, разумеется, не могут не оценить на месте событий.
Нет смысла делать сейчас ставки, возьмёт ли фильм награду в самой главной номинации: мы ещё не видели его основных конкурентов. Но в чём нет никаких сомнений, так это в том, что своего «Оскара» возьмёт 28-летняя Эмма Стоун, выбившаяся в звёзды в начале десятилетия и в последние два года поразившая мир рядом совершенно блистательных выходов (как в «Бёрдмэне», так и в двух лентах Вуди Аллена). И дело даже не в том, как она сыграла (а сыграла она хорошо), а кого. Роль начинающей актрисы, временно занимающей место баристки, проходящей одну «дурацкую» пробу за другой и решающейся на отчаянно-смелый шаг в виде авторского и потому глубоко личного моноспектакля, просто придумана для «Оскара» — и надо быть уж совсем зачерствевшим академиком, чтобы не расчувствоваться и отдать свой голос кому-то другому.
Фрагмент из фильма «Ла-Ла Ленд»
Как Себастьян приглашает Мию в кино «для общего развития», так и этот фильм имеет смысл посмотреть хотя бы вот с таким простым обоснованием. С него начинается отсчёт лучших картин нашего прокатного 2017-го года.