Авто

«Лада Веста» совершила невозможное

8 10636

Продажи «Лады Весты» в марте достигли 4,6 тыс. автомобилей, что на 55% превысило февральский показатель и почти втрое — январский. При этом первые результаты продаж седана были обескураживающими.

До конца 2015 года было продано 2,8 тыс. «Вест» при плане 5−6 тыс. Но март переломил ситуацию. В этом году АвтоВАЗ планирует продать 50−60 тыс. «Вест».

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, знающий «Весту» не только как автомобильный эксперт, но и как практический пользователь, объяснил «Ридусу», каким образом эта марка сумела «выпрыгнуть из штанов».

«Ридус»: Один из ваших коллег, автомобильных обозревателей, на нашу просьбу рассказать про «Ладу Весту» отреагировал, что он, вообще-то, эксперт по автомобилям, а данная конструкция к таковым не относится…

М. Кадаков: Я понимаю его иронию. Сам бренд «Лада» у российского потребителя и СМИ имеет стойкую ассоциацию с низкобюджетной и низкокачественной машиной. Этим, отчасти, объясняется и то, почему «Веста» в первые месяцы продавалась так плохо. Покупатель ожидает от марки «Лада» и цены на уровне «Калины». «Веста» же залезла в ценовую категорию недорогой иномарки, например Hyundai Solaris. Понадобилось какое-то время, чтобы потребитель «распробовал», что по потребительским качествам эти автомобили вполне сравнимы.

«Ридус»: То есть можно говорить, что тренд сменился?

М. Кадаков: Тренд как раз не менялся. У нас есть ошибочное представление, что если какой-то товар выходит на рынок, он должен сразу начинать продаваться миллионным тиражом. Но это невозможно обеспечить чисто технически. Любой завод при запуске нового автомобиля наращивает производство step by step. Завод может по три-четыре месяца производить автомобиль, но не продавать его, чтобы выполнить заказы дилершипов. И только после этого начинаются продажи. А может производить автомобили и продавать их в буквальном смысле с колес.

«Ридус»: В случае с «Ладой Вестой» какой вариант применяется?

М. Кадаков: АвтоВАЗ решил сперва наполнить дилерские центры в двух десятках городов России, чтобы в каждом из них было по два-три автомобиля этой модели. Поэтому в первые месяцы росту продаж физически было неоткуда взяться.

«Ридус»: А не сыграл ли свою роль сам логотип АвтоВАЗа, выступая, откровенно говоря, антирекламой автомобиля? Не лучше ли было с точки зрения маркетинга прикрутить на капот лого Renault или Nissan?

М. Кадаков: Вы попали в точку. Люди, пришедшие смотреть «Весту», испытывали двойственное чувство. Автомобиль ничуть не уступает ни по каким критериям тому же «Солярису», но из-за вазовского происхождения покупатель был не готов платить за него запрашиваемую цену. Это вопрос психологии. Бренд «Лада» выглядит чуть дешевле, чем реальный автомобиль, который этот бренд носит. «Веста» как железо, как мотор с колесами, стоит гораздо выше, чем мы привыкли ожидать от вазовского автомобиля вообще. И да, вопрос о том, чтобы повесить на «Весту» логотип Renault, напрашивается сам собой. И, возможно, так и поступят, если «Весту» решат продавать где-нибудь в Южной Америке. А в России это будет своеобразным каннибализмом: ведь заводу надо продавать Logan, а тут возникнет фактически Logan № 2. Они, находясь в одной нише, будут просто пожирать друг друга.

«Ридус»: Как вы можете утверждать это столь однозначно, если еще ни одна «Веста» не пробежала больше 10 тысяч километров? Что, если этот мотор с колесами начнет сыпаться еще через пару тысяч?

М. Кадаков: Все может быть. У нас в редакции бегают две «Весты». Я бы не говорил, что они идеальные. Они уже накатали те самые 10 тысяч каждая. Уже появились какие-то проблемы, но обратите внимание — это проблемы с комплектующими, которые закупаются за границей. Например, стали царапаться стекла на передних дверях, когда их поднимаешь-опускаешь. Такой проблемы не было даже у древней «Гранты», которая у нас стоит во дворе с незапамятных времен. Но при всем при этом «Веста» — очень добротный продукт.

«Ридус»: Короче говоря, вы видите, что у «Весты» есть будущее?

М. Кадаков: Смотрите: сейчас заработало сарафанное радио, которое по маркетинговым возможностям превосходит любые профессиональные рекламные кампании. Кто-то автомобиль купил, поездил на нем, написал об этом в Интернете, рассказал знакомым… И процесс пошел. Кроме того, россияне уже свыклись с мыслью, что они живут не в самое лучшее время, что жить приходится в новой системе координат, где все будет дороже. И я обратил внимание, что основная масса заказов на «Весту» приходит на высокие комплектации. То есть люди, которые отважились покупать такой автомобиль, готовы «оторваться по полной».