Украина расширила во вторник санкции в отношении РФ, запретив деятельность российских платежных систем «Колибри» (ею управляет Сбербанк), «Золотая Корона» (РНКО «Платежный центр»), «Юнистрим» (КБ «Юнистрим»), «Лидер» (одноименное АО), «Анелик» (одноименное АО) и Blizko («Связь-банк»).
Это решение украинских властей ударит в первую очередь по гражданам, которые ими пользуются, в том числе и по украинским. Однако удар этот будет совсем не смертельным, успокаивает начальник аналитического отдела БКФ-банка Максим Осадчий.
«В конце концов, пока не запретят Western Union, "взять за горло" пользователей систем денежных переводов не получится. Хотя, конечно, переводы по WU стоят ощутимо дороже, чем комиссии, которые взимают российские системы», — сказал он «Ридусу».
Кроме того, трудовые мигранты лучше, чем кто бы то ни было другой, знают «теневую» систему денежных переводов, именуемую в их среде «Хавала». Она по сути является «лайфхаком» для тех случаев, когда провести официальные платежи по каким-то причинам — объективного или субъективного характера — невозможно.
«Это сродни кустарному клирингу. Нелегальные или полулегальные мигранты все знают какого-либо, так сказать, дилера, "хавальщика", который безо всяких WU и „Золотых Корон“ звонит своему коллеге или доверенному лицу в любом крупном городе любой страны и велит тому выдать указанную сумму денег получателю. Такие „хавальщики“ точно есть и в крупных городах Украины, и им никакие санкции не указ», — объясняет эксперт.
Тем же отправителям и получателям денежных переводов в Украину или из нее, у которых все в порядке с паспортами и прочими бумагами, можно по-прежнему просто прийти в банк, отделения которого имеются (пока) в обеих странах. Например, ВТБ-24, подсказывает Осадчий.
«Понятно, это занимает больше времени, потому что банки совершают такие операции через закрытие-открытие счетов, а это определенная возня с бумагами. Хотя вряд ли это дороже, чем пересылка через WU», — говорит он.
Запретив российские системы переводов, Украина под горячую руку фактически ввела санкции и против граждан других стран бывшего СССР, которые пересылают друг другу деньги, причем Россия в этих трансакциях не участвовала вообще никак - например, при переводе в Киев из Еревана через ту же "Золотую корону".
Ну и наконец, пока существует Интернет, никакие санкции не отменят системы переводов через тот же „Яндекс-Деньги“ и аналогичные системы.
Более того, украинский запрет на сбербанковскую «Колибри» может парадоксальным образом сыграть на руку Сберу.
Его онлайн-банкинг позволяет моментально переводить деньги между счетами своих клиентов вообще не вставая с дивана, одним кликом мышки. Сейчас в Украине, вероятно, резко возрастет число клиентов одного из крупнейших российских банков — за счет семей того миллиона граждан Украины, которые, по оценкам, работают в России.
Как и в случае с сельским хозяйством, этим российским банкам от санкций будет только польза. Валяйте.