Основатель, совладелец и руководитель социальной сети Facebook Марк Цукерберг призвал пользователей сплотиться и образовать общины единомышленников, наподобие церковных приходов.
«Церковь — это не просто место, где люди собираются вместе. В ней есть пастор, который заботится о благополучии своей паствы, о том, чтобы у людей были пропитание и кров. Лидеры определяют культуру, вдохновляют нас, дают нам систему безопасности и пекутся о нас», — заявил Цукерберг во время своего выступления на Facebook Communities Summit в Чикаго.
В своей речи Марк Цукерберг говорил о том, что он готов предложить американскому обществу, но масштабный проект по запуску беспилотников с бесплатным интернетом по всему миру свидетельствует о том, что интересы этой социальной сети гораздо шире.
О том, правомерно ли сравнение сообществ в Facebook с церковно-приходскими общинами и опасны ли новые тренды развития соцсети, «Ридус» побеседовал с представителями Русской православной церкви.
Хочется надеяться, что Цукерберг не планирует стать богом в сетевой секте.«Странное сравнение привел господин Цукерберг. Это говорит о его полном непонимании сущности Церкви. По его словам, это некий среднестатистический пастор, который заботится о благополучии своей паствы, о том, чтобы у людей были пропитание и кров. Что-то лично мне не верится, что основатель Facebook будет заботиться о благополучии пользователей этой соцсети. К тому же главная цель Церкви — это привести человека к Богу и помочь ему исправиться, чтобы стать пригодным для Царства Божия. Хочется надеяться, что Цукерберг не планирует стать богом в сетевой секте. И без него в мире идолов хватает», — сказал «Ридусу» председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии РПЦ священник Святослав Шевченко.
С отцом Святославом согласны пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии РПЦ инокиня Евгения (Сеньчукова) и ее коллега — директор Центра медиакоммуникаций Московского православного института святого Иоанна Богослова Елена Жосул.
«Я думаю, Цукерберг это делает просто для наглядности: ему нужно было привести примеры больших групп по интересам, превосходящим просто хобби или профессию, и при этом не связанных с обязательствами и естественными связями, такими как семья или государство. Спорт и церковь — очень наглядно», — считает инокиня Евгения.
«Конечно, он не собирается создавать из Facebook виртуальную церковь, это просто аналогия. Тем не менее я бы отнеслась к этому очень внимательно, поскольку Цукерберг — гениальный менеджер и прогнозист, который очень хорошо считывает запросы массовой аудитории и потребности, которые она сама пока еще не осознаёт. Успех самого Facebook тому пример. Действительно, офлайновые клубы по интересам проигрывают конкуренцию их аналогам в виртуальном мире. Цукерберг нацелен на монетизацию человеческих потребностей и поэтому будет очень чутко за этим следить», — насторожилась Елена Жосул.
В том, что касается последствий провозглашенного Цукербергом курса развития социальной сети, у православных на этот счет имеются серьезные опасения.
Искусственный интеллект, о котором с таким восторгом говорит Цукерберг, загонит пользователей в электронный концлагерь.«На мой взгляд, отток людей из сообществ происходит из-за странных алгоритмов Facebook, а также из-за жесткой цензурной политики. Первая проблема решается приглашением специалистов с более „прямыми“ руками, а вторая — поворотом к дружелюбности. Иначе „искусственный интеллект“, о котором с таким восторгом говорит Цукерберг, загонит пользователей в электронный концлагерь, из которого сломя голову начнут бежать думающие люди», — предвидит Святослав Шевченко.
«Я вижу в этом опасность. Люди будут всё глубже погружаться в виртуальные миры. Будущее может стать похожим на ту реальность, которая была описана в фильме „Суррогаты“ с Брюсом Уиллисом. Сегодня жизнь в Сети уже напоминает предварительный этап такого будущего. Я бы относилась к этому с очень сдержанным опасением. Кричать караул не нужно, но смотреть на то, куда нас пытаются вовлечь, следует внимательно», — заключила Елена Жосул.