Накануне 100-летия Октябрьской революции (или переворота, кому как милее) вполне естественно, что в обществе снова в центре внимания вопрос о захоронении тела Ленина. Хотя сама по себе круглая дата вызывает в России намного меньше интереса, чем она того заслуживает, без всякой иронии.
Никому не нужный юбилей
Можно представить, что происходило бы сейчас в стране, если бы ныне здравствующий Михаил Горбачев и его соратники и противники вместе не поставили точку в истории КПСС, а с ней — и самого СССР.
И Ленин такой молодойДостаточно вспомнить, как в Союзе готовились к куда менее круглым юбилеям того же события: в честь них назывались площади, колхозы, заводы, пароходы.
А сейчас, кажется, 100-летний юбилей этого великого (при любом отношении) исторического события никому не нужен — даже коммунисты отмечают его как-то натянуто, скорее по должности, чем по зову сердца, вяло переругиваясь с Рамзаном Кадыровым, Натальей Поклонской и Ксенией Собчак, предложившими вынести тело Ленина из Мавзолея.
Лаконичнее всего эту тему прокомментировал один из заслуженных «лениноведов», Владлен (знаковое для тематики имя!) Логинов, назвавший само обсуждение вопроса о судьбе обитателя Мавзолея «вздором».
«Это вздор с обеих сторон — как со стороны тех, кто предлагает тело Ленина захоронить, так и со стороны тех, кто предлагает оставить все как есть. Тема не стоит обсуждения в принципе», — сказал он «Ридусу».
Телодвижения вокруг точки сборки
Президент фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов также полагает, что вопрос о перезахоронении Ленина не стоит обсуждения, но по другой причине.
«Всем Собчакам, Поклонским и Рамзанам Кадыровым стоило бы раз и навсегда понять: не вы Ленина положили в Мавзолей, не вам его оттуда вынимать. Ленина в Мавзолей положила история, и уже в живых не осталось ни одного человека, который не просто принимал бы в этом участие, а хотя бы мог сказать, что он в то время жил на свете (точная цитата Алексея Анпилогова. — Прим. „Ридуса“). Современные политики, как бы они ни пытались привлечь к себе внимание, должны понять: у них слишком короткие — во временном смысле — руки, чтобы дотянуться ими до событий вековой давности», — сказал он «Ридусу».
Изменить статус-кво тела Ленина — это то же самое, что покушаться на статус мощей православных святых или на святыни ислама, говорит историк.
«Как оценивать те события — это личное дело каждого. Но те события уже не принадлежат нам, как бы мы к ним ни относились! Прошлое потому и прошлое, что оно прошло. Мы не можем придумать альтернативную русскую историю, в которой не было бы Ленина, Гагарина или Великой Победы», — разъясняет он.
По мнению Анпилогова, ошибочно ожидать, что захоронение тела Ленина станет шагом к примирению в российском обществе: «Именно сохранение статус-кво способствует примирению, в то время как любые резкие телодвижения неизбежно углубляют раскол. Именно признание прошедшего прошедшим является точкой сборки, вокруг которой консолидируется общество».
Столетие революции пришлось не на самое подходящее время, чтобы широко отмечать его в России, подчеркивает Анпилогов, потому что в стране победившего капитализма идеи Ленина — в отличие от его тела — не могут стать историей, а являются политически злободневными в текущей ситуации.
«Именно поэтому на официальном уровне 100-летие революции постараются максимально „замылить“, отдать на откуп политикам второго плана», — считает он.
Ленин как лакмусовая бумажка
Захоронение тела Ленина не вызывало бы такого спора в обществе, если бы речь шла о перемещении чисто топологическом. Но в том-то и дело, что вопрос о перезахоронении — это вопрос о декоммунизации общества, который никак не может быть нейтральным для большинства населения страны, полагает главред научно-просветительского журнала «Скепсис» Сергей Соловьев.
«Я был бы не против захоронения тела Ленина лишь в том случае, если бы наше общество было построено на его идеях. А сейчас Ленин просто обязан быть „на виду“ — чтобы оставаться постоянным напоминанием о том, насколько разительно идеи Октябрьской революции о социальной справедливости отличаются от того общества, в котором мы живем», — сказал он «Ридусу».
Быть противником захоронения Ленина — совсем не тождественно оправдыванию всех тех жестокостей, которыми насыщен советский период, подчеркивает Соловьев: «Но в СССР была создана такая система социальных лифтов, которую современное российское государство обеспечить не может».
«Захоронение Ленина — это лакмусовая бумажка, которая показывает, придерживается ли руководство страны идей социальной справедливости, или оно действует в интересах небольшой группы общества», — считает он.