Военное дело Технологии

Летающий улей: Китай получил возможность доставлять рои дронов куда угодно

0 2750

Как сообщает информационное агентство «Синьхуа», разработанный Китайской корпорацией авиационной промышленности (AVIC) крупный универсальный беспилотный летательный аппарат Jiutian («Цзютянь») совершил первый полёт. Испытания проходили над уездом Пучэн в провинции Шэньси на северо-западе Китая.

Название аппарата Jiutian (иногда пишется Jiu Tian, или «Девятое небо») относится к высшему уровню небес в традиционной китайской мифологии, но часто переводится просто как «Высокое небо».

По заверениям «Синьхуа», благодаря большой полезной нагрузке, высокому рабочему потолку, широкому диапазону скоростей, возможности короткого взлёта и посадки БПЛА предназначен для выполнения разнообразных гражданских задач:

  • доставки тяжёлых грузов в отдалённые регионы;
  • экстренной связи;
  • оказания помощи при стихийных бедствиях;
  • географической съёмки и картографирования ресурсов.

«Высокое небо»

Впервые дрон публично показан на авиасалоне в Чжухае в 2024 году под названием SS-UAV. По данным AVIC, размеры дрона Jiutian составляют около 53,6 × 16,35 метра, а размах крыльев — около 25 метров. Помимо максимальной взлётной массы, компания заявляет о максимальной грузоподъёмности почти 6000 килограммов, дальности полёта около 7000 километров и возможности находиться в воздухе до 12 часов. Заявленная максимальная рабочая высота дрона составляет 15 тысяч метров, а скорость полёта — от 200 до 700 километров в час.

В плане общей конфигурации Jiutian выделяется высоко расположенным крылом с минимальной стреловидностью, небольшими законцовками на концах крыльев, H-образным хвостовым оперением.

Первый полёт Jiutian. © Соцсети, скриншот из видео

Самое главное: данный БПЛА оснащён реактивным двигателем, установленным в гондоле на верхней части задней части фюзеляжа.

Трёхстоечное шасси аппарата включает основные опоры, убирающиеся в спонсоны под крыльями.

Jiutian заметно больше многих других моделей, представленных в настоящее время на мировом рынке. Например, реактивный беспилотник Wing Loong-10 (или WZ-10), находящийся сейчас на вооружении Китая и производимый дочерней компанией AVIC Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG), имеет максимальную взлётную массу около 3,5 тонн. Wing Loong 3 с толкающим винтом от CAIG — самый крупный представитель данного семейства на сегодняшний день, весит около шести тонн.

Заявленная максимальная взлётная масса более новых версий американского MQ-9 Reaper с увеличенной дальностью полёта, которые заметно меньше по габаритам, составляет чуть менее шести тонн.

Истинное назначение

В то же время по целому ряду причин большинство экспертов сомневается в гражданском назначении подобного аппарата, поскольку все заявленные агентством «Синьхуа» задачи прекрасно реализуются с помощью обычной пилотируемой авиации. По мнению специалистов, Jiutian отводится более значимая роль, бесконечно далёкая от оказания помощи и картографирования ресурсов.

Всем знакомым с основными направлениями китайских разработок в области БПЛА экспертам известен один из их главных приоритетов — боевое использование роёв беспилотников, в чём китайским специалистам нет равных.

В связи с этим ожидается, что одной из ключевых задач Jiutian станет роль носителя для тех самых роёв более мелких беспилотных летательных аппаратов. О том, что истинное назначение нового тяжёлого БПЛА далеко от гражданского использования, можно судить и по его прежним изображениям, где он представал с различными боеприпасами класса «воздух — поверхность» и «воздух — воздух».

Компания AVIC охарактеризовала Jiutian как универсальный аппарат, способный выполнять широкий спектр задач. Его модульная секция полезной нагрузки привлекла особое внимание с момента первой презентации. На авиасалоне в Чжухае в 2024 году на боковой стороне данной секции напечатана китайская фраза: «Подъём модуля миссии „Улей“». Согласно сообщениям китайских государственных СМИ, AVIC подтвердила, что целью являлась демонстрация возможности запуска роя беспилотников.

Запуск большими транспортными дронами других мелких ударных дронов расширяет возможности военных, позволяя доставлять рои на достаточно большое расстояние, одновременно снижая риск для пилотируемых платформ.

Наличие платформы, способной доставлять рой дронов на расстояние сотен миль, даёт военным огромные преимущества, особенно для атаки кораблей в море, островных форпостов и других распределённых или рассредоточенных целей.

Jiutian — «летающий улей». © Китайское телевидение, скриншот из видео

Даже самые современные военные корабли, находящиеся сегодня на вооружении США и других стран, не обладают заметной реальной способностью противостоять массированной атаке такого рода.

Jiutian демонстрировался с четырьмя пилонами под каждым крылом, нагруженными различными боеприпасами. В их число входили управляемые радаром ракеты класса «воздух — воздух» PL-12, крылатые ракеты TL-17 (экспортный вариант KD-88) и высокоточные бомбы.

Под носовой частью БПЛА расположена сенсорная башня, обычно оснащаемая комбинацией электрооптических и инфракрасных камер. Она может содержать лазерный целеуказатель для применения боеприпасов, использующих такой тип наведения.

Беспилотник имеет купол сверху носовой части и носовой обтекатель радара. Последний указывает на возможность установки радара. Его можно использовать для обнаружения и поражения воздушных угроз с помощью таких средств, как PL-12, или для других целей наведения, просто для помощи в навигации и обеспечения дополнительной ситуационной осведомлённости. Jiutian может использовать оружие класса «воздух — воздух» для самообороны или активного преследования летающих целей.

Универсальная платформа

Модульная секция полезной нагрузки Jiutian достаточно велика, чтобы использоваться для множества других потенциальных целей. Она может вместить дополнительные датчики вроде бортового радара бокового обзора (SLAR), комплексы радиоэлектронной борьбы и коммуникационные системы.

Способность Jiutian летать на большой высоте в течение длительного времени и на относительно низких скоростях может сделать его идеальной платформой для общего наблюдения и разведки или в качестве воздушного узла связи.

НОАК расширяет парк высотных беспилотников большой дальности полёта и всё чаще использует их для рутинных миссий по наблюдению и разведке над сушей или водой вдоль своих границ. Многие из существующих моделей могут нести боеприпасы класса «воздух — поверхность», но с гораздо меньшей грузоподъёмностью, чем Jiutian.

И мирный тоже

Jiutian. © Соцсети

Вслед за агентством «Синьхуа» компания AVIC подчеркнула, что внутреннее пространство «Цзютяня» может быть использовано для перевозки грузов. Данное обстоятельство может стать важным дополнением для обеспечения логистической поддержки в отдалённых районах. AVIC и НОАК активно рекламируют потенциал Jiutian для выполнения различных невоенных задач.

«Модульная система полезной нагрузки позволяет использовать его в самых разных целях: от точной доставки тяжёлых грузов в отдалённые регионы до экстренной связи и оказания помощи при стихийных бедствиях, для географической съёмки и картографирования ресурсов», — отметил официальный рупор Вооружённых сил Китая — China Military Bugle в соцсетях.

Ориентация AVIC на невоенные задачи для Jiutian подчёркивает значительное совпадение военной и коммерческой составляющих китайской аэрокосмической промышленности. Заметна роль, которую часто играют внешне гражданские научно-исследовательские учреждения.

В более широком смысле Jiutian отражает доминирующее положение Китая в глобальном пространстве беспилотной авиации. AVIC и другие китайские компании в последние годы неуклонно представляют крупные и небольшие новые разработки. Многие из них даже доходят до первого полёта.

Всего месяц назад НОАК объявила о вводе в эксплуатацию первого беспилотного боевого летательного аппарата типа «летающее крыло» — GJ-11.