Военное дело

Летчиков морского флота научат летать "вслепую"

6 451

Летчик сидит в кабине палубного истребителя Су-33 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота на аэродроме "Североморск-3". © Михаил Фомичев/РИА Новости

ВМФ получит спутниковый радионавигационный комплекс (СРНК), который позволит пилотам управлять и сажать самолеты «вслепую». В ближайшее время система навигации нового типа пройдет испытания и впоследствии заменит существующие инерциальные и спутниковые системы, пишет газета «Известия».

«При благоприятном результате испытаний первыми эту систему получат палубные истребители Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов». То есть 279-й корабельный истребительный полк», — сообщили в Минобороны.

Разработкой СНРК занималось ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (ПИЦ) города Жуковский.

 Комплекс нового типа оснащен относительным режимом спутниковой навигации (ГЛОНАСС и GPS). Это означает, что сигналы с орбит поступают сразу на два самолета, и пилоты в режиме онлайн делятся своими данными о координатах. Так называемое двойное позиционирование позволяет определить положение воздушного судна с точностью в пределах 10 сантиметров. Таким образом, самолетом можно управлять практически «вслепую» до самой посадки.

По словам одного из пилотов, который испытывал систему для гражданской авиации, новые координаты самолета появляются несколько раз в секунду.

«Можно сделать визуальную метку на приборной панели или индикаторе летной обстановки. С ней можно вообще лететь вслепую. Главное — выдерживать параметры полета, держать марку в нужном положении, и самолет коснется полосы там, где нужно», — пояснил летчик.

В качестве плюсов новой системы называют и то, что пилот получает всю информацию с приборов на одном дисплее и не должен отвлекаться попеременно на авиагоризонт, индикатор скорости и показатели мощности двигателя.

Самолеты, оснащенные СРНК, уже провели тысячи полетов и посадок. В ВМФ их испытания прошли на летающей лаборатории на базе Су-30. Пилоты успешно провели безвизуальную посадку на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

«Все полеты прошли успешно. Пилоты докладывали, что проблем с освоением не было, требовалось только держать визуальную марку на индикаторе летной обстановки и контролировать параметры скорости и высоты», — заявил офицер главкомата ВМФ.

Как уточнил собеседник издания, новая система навигации позволяет приземляться на палубу даже летчикам с небольшим опытом и совместима с самолетами разных габаритов, от одноместного истребителя Су-33 до заправщика Ил-78.

По мнению военного эксперта Антона Лаврова, СНРК даст российской палубной авиации возможность работать в любых погодных условиях.

«Сейчас посадка на палубу авианосца очень сложна, счет идет на метры и даже сантиметры. Новый навигационный комплекс позволяет Су-33 даже в плохую погоду или ночью выполнять боевые задачи. Сейчас они такой возможности лишены, хотя это норма для мировой корабельной авиации», — объяснил Лавров.

Изначально спроектированный для истребителей и заправщиков, СНРК позже стал не только навигационным, но и посадочным, после чего его взял на вооружение и ВМФ.