Кино

«Левиафан» - это не «Ной», можете не бояться

1 661

Сам Звягинцев на пресс-конференцию делегации российских кинематографистов, едущих на фестиваль, не успел: задержала ведущаяся за рубежом работа по цветокоррекции. Не доделан ещё и звук – так что полностью фильм будет готов только к каннскому показу. И до этого дня создатели ленты договорились не делиться со СМИ подробностями сюжета – разве что в общих чертах сообщая, что это «авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России». Хотя Роднянский всё же уточняет, что в картине нет библейского сюжета в прямом смысле:

«Фильмы Андрея Звягинцева и очень многих художников, естественно, насыщены некими христианскими аллюзиями. Он человек, очень близкий к этим контекстам. Для него это существенно важные контексты. Поэтому когда он говорит, что это своего рода интерпретация истории бедного Иова, это не означает, что это экранизация ветхозаветного сюжета. Это не «Ной», можете не бояться. Это совершенно другая, современная история. Но как говорят: всё написано, всё сказано. Книга великая, я имею в виду и Ветхий, и Новый завет, посему мы так или иначе интерпретируем и соприкасаемся. Тем более такой художник как Андрей, для которого это существенно важно.

Я хочу здесь сакцентировать: это очень авторский фильм очень большого режиссёра, который, к моему глубокому восхищению, развивается. У нас очень мало режиссёров развивающихся. Он растёт. Он режиссер, постоянно растущий. И этот фильм, бесспорно, - следующий шаг».

Роднянский также рассказывает, что идея картины родилась у Звягинцева, когда тот прочитал о некоем случае, произошедшем в Соединённых Штатах в 2008-м году – и безумно режиссёра заинтересовавшем. Продюсер не преминул предложить ему попробовать снять большое кино на английском языке, но Звягинцев, как подлинно русский художник, от подобного соблазна отказался (хотя и делал уже короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя»). Оттолкнувшись от той истории, он придумал универсальный, понятный всем, но при этом очень укоренённый в нашей действительности сюжет. «Это очень русский фильм», - говорит Роднянский.

«Для Андрея это очень важная вещь. Он делает фильмы, на мой взгляд, чрезвычайно несложные. Драматичные - да, сильные – да. Конечно, для зрителя искушённого и взыскательного – но, на мой взгляд, абсолютно понятные для восприятия и массовой аудиторией».


Режиссер Андрей Звягинцев © Михаил Мокрушин/РИА Новости

Продюсер отмечает, что для Звягинцева это необычно дорогая картина: постановочная, многолюдная, съёмки проходили на севере, на Кольском полуострове. Бюджет фильма составляет более 200 миллионов рублей, из которых государственное финансирование - примерно 40%, остальное – частные инвестиции.

Попадание «Левиафана» в каннскую программу Роднянский считает очень важным в первую очередь потому, что фестиваль – «важнейший инструмент продвижения фильма», своеобразный «навигатор» для прокатчиков всего мира. «Канн остался теми самыми дверьми, открыв которые, фильм может получить свою, надеюсь, длинную жизнь», - и резюмирует: «Для огромного количества режиссёров и продюсеров Каннский фестиваль является фактически ответом на вопрос: есть ли возможность у фильма жить - или её нет».

Уже после окончания пресс-конференции Александр Роднянский рассказал Киноридусу, что российский прокат «Левиафана» не начнётся раньше осени: летом мешают блокбастеры и массовые отъезды «той самой аудитории, которая подобным кино могла бы быть заинтересована». Разумеется, уже сейчас возникает вопрос, будет ли прокат планироваться под возможное выдвижение ленты на «Оскар» (для этого фильм должен выйти уже в сентябре)?

«Честно вам сказать – мы до этого не доходим. Вот признаюсь вам, я не лукавлю и не кокетничаю, но мы только заканчиваем картину. Она сложная, она очень, как вам сказать, необычная даже для Андрея - и давайте посмотрим, как она пройдёт на фестивале. Мы уверены в том, что это очень сильный фильм, эмоциональный, волнующий и неожиданный для многих, кто знает Звягинцева и как-то связывает его с «Возвращением», с «Изгнанием» и даже с «Еленой»: он ещё дальше двинулся, сделал некие шаги. Посему в зависимости от реакции мы и поймём судьбу фильма.

Но в любом случае Канн – это уже достаточно оснований для того, чтобы планировать жизнь фильма. Всё остальное – это уже вещь необязательная. Понятное дело, что всем кинематографистам международные награды, тем более награда Американской киноакадемии, безусловно, чрезвычайно кажутся привлекательными. Но Канн – это очень важный инструмент для того, чтобы просто продвинуть такого рода фильм. А «Оскар» - нет, после Канн он уже много не добавит. Мы сомневаемся в том, что наши картины, русскоязычные, могут здорово идти в Америке».

Но продюсер не скрывает, что и без Америки интерес к фильму уже очень большой – в первую очередь со стороны разнообразных кинофестивалей.

«Андрей делает фильмы, предельно востребованные фестивальной аудиторией, которая на сегодняшний день представляет из себя такой параллельный прокат, если хотите. Во всех странах и городах, где проходят серьёзные фестивали, они собирают людей, в своё время регулярно смотревших подобное кино в обычном прокате. На сегодняшний день фестивали - это форма организации параллельного проката такого рода авторского кино. Посему мы, конечно, всегда пользуемся этой возможностью».


Продюсер Александр Роднянский © Екатерина Чеснокова/РИА Новости

При этом Роднянский напоминает, что фильмы Звягинцева, как правило, успешны за границей: «Возвращение» было продано почти в сто стран, «Изгнание» - в сорок, «Елена» - в пятьдесят с лишком. Неплохие перспективы есть и у новой картины – первые и весьма успешные продажи уже состоялись в рамках Берлинского кинорынка.

«Мне представляется, что у «Левиафана» есть шанс стать картиной, значительно более адаптированной к вкусам и предпочтениям широкой аудитории. Если ко всему прочему он хорошо пройдёт в Канне, то это будет ещё и аргумент для дистрибуторов. Европейские и латиноамериканские дистрибуторы, дистрибуторы тех стран, в которых реагируют на результаты и на программу Каннского фестиваля, могут использовать победу или приз, или хорошую прессу, или резонанс, сложившийся вокруг того или иного фильма, для выпуска его в прокат, причём значительно более эффективно, чем, скажем, это происходит у нас. Потому что у нас никакие награды, включая каннские, включая «оскаровские», не являются гарантией для проката».

Добавим, что в фильме «Левиафан» играют Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова, Роман Мадянов, Анна Уколова. Оператор картины – Михаил Кричман.

67-й Каннский кинофестиваль пройдёт во Франции с 14-го по 25-е мая. Конкуренцию работе Звягинцева составят новые фильмы Кена Лоуча, Майка Ли, Жан-Люка Годара, братьев Дарденнов, Нури Бильге Джейлана, Мишеля Хазанавичуса, Атома Эгояна, Томми Ли Джонса, Ксавье Долана, Оливье Ассайаса, Дэвида Кроненберга и других мастеров киноэкрана.