Культура

«Левиафан»: гильотина как лучшее средство от головной боли

3 324

Господа Звягинцев и Роднянский бесспорно сделали качественный и правдоподобный фильм. Горькая правда жизни: алчность, предательство, пьянство, насилие и, конечно же, убийство и тюрьма — ингредиенты, без которых уже не может существовать современное российское кино. Суровая реальность, от которой уже не спрячешься за благочестивыми разговорами о необходимости «менять смыслы» большинства работ современных деятелей культуры. Зрителя и читателя сегодня не накормишь сказками о бескорыстной дружбе, верной любви и справедливом возмездии, потому что его нет… Во всяком случае, так считают очень многие люди, и не только в нашей стране. А если нет, то зачем обманывать себя и окружающих?

Фильм «Левиафан» — правдивый. Он настолько реалистичен, что я ни разу не воскликнул «не верю!», а обычно это происходит уже в течение первых пяти минут просмотра очередного «шедевра» (хорошего кино, в моём понимании, вообще в последние 10−15 лет крайне мало), а здесь больше двух часов, и ни разу…

Так уж получилось, что в своей жизни я очень часто видел всю эту провинциальную «круть», полицейских и судей на пикниках и охотах, архиереев и простых сельских попов, закадычных друзей, которые соблазняются жёнами своих давних товарищей. Видел пьющих водку, курящих и матерящихся баб, которые хамят мужьям и орут на своих детей. Видел и вижу всю эту пошлость изо дня в день. Не готов говорить, что её стало больше или меньше. Было это и в СССР, было и в «горбачёвские», и в «ельцинские» времена. И сейчас это никуда не делось. Однако кое-что изменилось. А именно отношение ко всем этим явлениям. Ещё каких-то 15 лет назад девушки так смачно не матерились. Факт! А, что касается «чернухи» в кино, то сейчас это выглядит настолько обыденным, что и удивить этим кого-то практически невозможно.

В перестроечные и постсоветские времена зритель, разинув рот, смотрел такие фильмы как «Интердевочка», «Авария — дочь мента», «Беспредел», «АССА», «Делай раз!». В них показывали такое, о чём большинство граждан и не догадывалось. Позже, с удовольствием поглощали зарубежные — «Крестный отец», «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Прирождённые убийцы», «На игле» и, конечно же, российские «Бригада» и «Бумер». Интригующий сюжет? Да! Красочно? Да! Правдоподобно? Более чем…

С волшебных кино и телеэкранов в нашу жизнь ворвались гангстеры, наркоманы, коррумпированные полицейские, психопаты и насильники, криминальные авторитеты и агенты спецслужб. Всё это стало повседневным, а для кого-то очень важным и настолько реальным, что такие вещи, как честный труд, образование, семья, здоровье, воспитание детей и любовь к своему народу сдвинулись даже не на второй, а на третий план. Более того, иногда это просто полностью исчезало из нашей жизни, а проститутки и киллеры прочно засели в ней. Как говорится, магия кино — страшная сила.

Чем же примечателен «Левиафан» и почему же он так порадовал Лос-Анджелес? А примечателен он своей безнадёгой. И, конечно же тем, что острые и реальные проблемы скомпилированы в нём таким чудесным образом, что картинка предлагается абсолютно правдивая, а выводы напрашиваются на 100% лживые. Это можно сравнить с попыткой вылечить головную боль гильотиной.

Весь основной смысл фильма сводится к очень простым вещам: провинциальный мэр, по сути являющийся оголтелым бандитом, пользуется поддержкой силовиков и покровительством церкви, что позволяет ему полностью разрушить жизнь частного/честного предпринимателя, типичными проблемами которого до всех этих потрясений были всего лишь непослушный сын и сексуально неудовлетворённая жена. В фильме торжествует абсолютное зло, оно громко празднует свою победу, при этом его олицетворение — уголовник в образе госслужащего смиренно крестит лоб в церкви и наставляет сынишку в духе того: что «грешить, сыночек, нельзя. Бог-то всё видит». Это органично скрашивается проповедью местного митрополита, который искренне возмущён плясками «правозащитниц» из Pussy Riot в Храме Христа Спасителя.

Какой гениальный ход! Действительно требует «Оскара»! Представитель власти, российский чиновник, который показан не просто рвачём, но и убийцей, с умилением слушает проповедь о грешницах «пуськах», и при этом даже смеет говорить нравоучения собственному сыну. Какой абсурд! Какая вопиющая несправедливость! И вот этой горькой русской правде рукоплещет Лос-Анджелес. Вот и «Золотой глобус» уже в руках создателей фильма, осталось дело за малым, за «Оскаром».

Ведь иностранные знатоки искусства очень хорошо понимают, что в современной России нет и не может быть ничего хорошего. Вся наша жизнь — бандитствующие чиновники, менты, проститутки и наркоманы. Нет и не может быть у нас законности, честных выборов, спортивных и научных достижений, воинской доблести и православной веры. Всё это, оказывается, ложь, и ложь в квадрате!

Получается, что не нужны русскому человеку чиновники, полицейские, холёные попы и даже вера в Бога. Нет в такой жизни правды! Русский человек, по замыслу наших духоносных и уж точно не конъюнктурных деятелей культуры, сам разберётся где его «русская (не американская) мечта». Выпьет водки и сразу разберётся! Трахнет жену друга и разберётся! Главное чиновников и ментов с попами убрать поскорее. А иностранные знатоки загадочной русской души даже топоры под это дело выдадут. Ну, а идейным вдохновителям — заслуженные кинопремии. За правдивость! За блестящую актёрскую игру!

Ребята, всё это хорошо, но мы уже это проходили. И, к сожалению, не один раз. Не так давно вы нас пытались спасти от «злого/кровавого царя», и Россия заплатила за это «спасение» миллионы человеческих жизней. Чуть позже, когда игра пошла не по сценарию, вы стали «спасать» нас от «диктатора Сталина». Далее — от «тоталитарного СССР». Теперь главный враг — государственный чиновник и злодей-полицейский, и всё это, опять же, связано с мракобесами-попами. Повторюсь, мы это уже проходили. Имеем не только хорошую память, но и глаза. Видим, как вы теперь спасаете от распоясавшихся чиновников Украину. Спасибо!

В заключение могу сказать следующее: убеждён, что ни «Золотого глобуса», ни «Оскара» не получит фильм о том, как американские военные развалили существующий порядок в Ираке, Ливии и Сирии, а это — сотни тысяч человеческих жизней, а не просто какой-то отъём родного дома у русского мужика-труженика. Никогда не будет премирован фильм о торговле наркотиками и человеческими органами в «демократическом и независимом Косово». Не порадуются киноакадемики фильму о том, как ничего, из обещанного Западом, не сделано за все годы пребывания иностранцев в Афганистане.

На кинофестивалях, как и в большой политике, всё предельно просто и предсказуемо — ребята работают по шаблонам. Они поддерживают исключительно фильмы о нарушении прав женщин в исламских государствах, либо о коррупции в России, или о диктатуре в Белоруссии. Всё это очевидно и заранее прогнозируемо. Очевидно, но, к сожалению, не всем. Всё-таки обыватель правильных выводов из увиденного, скорее всего, и не сделает. Поэтому очень хорошо, что не будет «Левиафана» на центральном ТВ и в кинопрокате.

Устраивают шумиху вокруг этого фильма, мол, случайно уже попал в интернет и актёры отменные! Правда, главный русский страдалец фильма — талантливый актёр Алексей Серебряков, уже несколько лет живёт в Канаде, но сути дела это не меняет. И шумиха, видимо, будет, но значительная, даже большая часть, простых российских граждан этой качественной отравы так и не вкусят. Очень рад — здоровее будут! Есть и в нашей жизни какая-то справедливость, и в нашей стране теперь заботятся о правильном воспитании граждан. Киллеры с проститутками уже потихоньку отваливают в прошлое, глядишь и беспредельных чиновников поубавится.