Кино

«Левиафан» поплыл за «Оскаром»

5 771

Отечественные кинематографисты, отвечающие за выбор фильма, который отправится в Лос-Анджелес бороться за «Оскар», были поставлены нынче в крайне непростую ситуацию. С одной стороны – вопросы чисто художественного толка. С другой – прагматический расчёт. С третьей – требования политической ситуации. С четвёртой – желание угодить. Всё это так или иначе витает в воздухе каждую осень, но 2014-й год в этом отношении, конечно, не похож на другие. Потому как «Левиафан» Андрея Звягинцева выигрывает у всех прочих фильмов по первым двум пунктам, но «проигрывает» по остальным.

В особенности позиции «Левиафана» сильны по второму критерию, по которому шансы на попадание в заветную пятёрку номинантов более чем велики. У картины мало того, что роскошная фестивальная судьба (начиная с приза за сценарий в Каннах), так ещё и сильнейший американский прокатчик. Значит, ленту уже знают – и в оставшиеся до церемонии награждения месяцы узнают ещё лучше.

Андрей Звягинцев с призом Каннского кинофестиваля за лучший сценарий

В этом плане у Звягинцева практически нет конкурентов: за прошедший год российские картины были представлены на крупных фестивалях лишь точечно. Два фильма в Роттердаме, два в Карловых Варах, один в Локарно - погоды они не делают, не говоря уж о том, что вряд ли дойдут до зарубежных кинотеатров. Андрей Кончаловский, только что получивший приз за режиссуру в Венеции, накануне добровольно сошёл с дистанции, открыто высказавшись в духе «А на фиг надо».

По счастью, самоустранились и те, кому принято у нас «угождать». Никита Михалков, выступавший от России уже пять раз, благоразумно решил не встревать в бучу со своим «Солнечным ударом»: мол, уже наигрался. Карен Шахназаров (с учётом советского времени выдвигавшийся трижды) и Фёдор Бондарчук (дважды) в этом году премьер не представляли, а «Восьмёрку» Алексея Учителя (также дважды) было бы грех рассматривать всерьёз.

Правда, по части художественного успеха несколько картин с «Левиафаном» всё-таки могли бы и поспорить. В первую очередь – «Географ глобус пропил», который хоть и вышел в прокат в прошлом году, но в ноябре – а стало быть, имел право участвовать в отборе (вспомним «Русалку» и «9-ю роту», которые отправились покорять Голливуд спустя почти год после национального релиза). История провинциального школьного учителя получила массу отечественных наград, но что важнее всего – могла одолеть работу Звягинцева по политчасти. Потому что проблемы образования – это, конечно, серьёзно, но при этом и обыденно: у какой страны их нет?.. А «Левиафан» ставил отборочную комиссию перед мучительным выбором: пойти по совести – или по воле партии.

Трейлер фильма «Левиафан»

Сюжет этого фильма прост: власть отнимает всё у рядового человека. Ситуация, знакомая, наверное, у нас в стране каждому. Каждый либо лично сталкивался с беспределом начальников самого разного уровня, либо слышал подобные рассказы от близких. Только вот кино у нас об этом делать не принято. Во всяком случае, кино правдивое – а не то, где некий зарвавшийся чиновник предстаёт в итоге перед «самым гуманным судом в мире». Звягинцев до хэппи-энда не опускается, снимая, как и раньше, не просто драму, а античную трагедию. И прямо показывая, куда приводит спайка типичного городского главы с типичными служителями Закона, а главное – с типичным представителем Церкви.

Если судить картину нынешними «депутатскими» мерками, то это высокохудожественный плевок во всё то, во что плевать сегодня решительно не разрешается. Притом, что говорится здесь – и это понятно любому – чистая правда.

Отсюда и двойственность: может ли представлять Страну перед всем Миром фильм, обличающий Родину в самых страшных грехах? Рассказывающий о покушении на собственность и жизнь гражданина, якобы одобренном местным «Богом» и осуществлённом под неусыпным взором Самого (портрет которого, разумеется, висит в кабинете мэра)?

Фрагмент фильма «Левиафан»

Сказать честно, было ощущение, что киношники забоятся. Как «забоялся» сам Звягинцев, отстранив от главных призов вверенного ему этим летом «Кинотавра» практически все фильмы на злобу дня, так или иначе перекликающиеся с его собственным «Левиафаном».

Но нет. После ощутимого многолетнего перерыва Россия выдвинула на соискание «Оскара» не картину о нашем непростом прошлом или довольно размытом настоящем, а объективное, пускай и неприглядное изображение того, что происходит у нас здесь и сейчас. За последние двадцать с лишним лет таких острых и «современных» лент у нас набралось в «оскаровском» списке немного. «Мусульманин» - о невозможности инакомыслия, «Кавказский пленник» и «Дом дураков» - о чеченской войне, «Итальянец» - о детдомовце, «12» - обо всём сразу. Или всё дело в том, что у нас таких картин не так много и снимается?..

1 Кадр из фильма «Левиафан»

При этом собственно страна «Левиафана» пока так и не увидела. При полном зале он был показан, кажется, один только раз – на закрытии того же «Кинотавра». От показов на прочих российских кинофестивалях создатели фильма принципиально отказались, а в широкий прокат выпустят его только 13-го ноября. Попасть под регламент Американской киноакадемии помогли специально подстроенные отдельные сеансы, посетить которые смогли лишь вовремя узнавшие о них единицы зрителей. Небольшое жульничество, конечно, но несравнимое с теми преступлениями, которые свершаются на экране. Для «Оскара» сойдёт и то, и это.

Теперь остаётся дождаться декабря, когда станут известны отобранные из нескольких десятков претендентов девять названий. С вероятностью в 90% «Левиафан» в этот лонг-лист попадёт. После чего мы станем ждать января, когда будет объявлен итоговый список номинантов. Здесь наши шансы тоже как никогда велики. А вот кого в итоге американцы признают среди «иноязычных» фильмов победителем – узнаем рано утром 23-го февраля. Станет ли этот праздничный день праздником и для российского кинематографа?..

2 Кадр из фильма «Левиафан»