Кино

«Левиафан» сделал ещё один шаг на пути к «Оскару»

0 381

Компанию «Левиафану» в категории лучших неамериканских фильмов 2014-го года составили его конкуренты в борьбе за приз Европейской киноакадемии — «Ида» Павла Павликовского и «Форс-мажор» Рубена Эстлунда, а кроме того «Мамочка» Ксавье Долана, «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера и «Норте, конец истории» Лава Диаса.

Безусловно, это верный знак того, что в Штатах ленту Звягинцева уже хорошо знают. И вероятность попадания в итоговую «оскаровскую» пятёрку теперь куда выше, чем ранее. Однако гарантировать «Оскар» данная премия никоим образом не берётся. Статистика такова: за последние десять лет мнение «Независимого духа» пять раз с выбором киноакадемиков не совпадало, но четверо режиссёров всё-таки отпраздновали победу по полной программе. Вернее, пятеро — просто британский «Король говорит!» получил первую награду как зарубежный фильм, а «Оскара» — как лучшая лента вообще. Так что фифти-фифти — но всё больше, чем у любой другой российской картины.

По части определения лучшего фильма года соотношение ещё хуже: за те же десять лет решение двух премий совпадало лишь дважды — когда на вершине оказались «Артист» и «12 лет рабства». Так что отмечая, что «Независимый дух» — премия для американского кинематографа очень важная, никак нельзя сказать, что она каким-либо образом влияет на саму Американскую киноакадемию, повышая шансы номинированных картин на «Оскар». Зачастую разнятся даже списки номинантов — ибо эта награда ориентирована на то кино, что снимается вне больших и богатых студий.

1 Кадр из фильма «Бёрдмэн»

Сейчас же на главный приз «Независимого духа» претендуют «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Отрочество» Ричарда Линклейтера, «Одержимость» Дамьена Шазеля, «Сельма» Авы ДюВерней (все эти режиссёры получили и персональные номинации), а также фильм «Любовь — странная штука» Айры Сакса — которого в режиссёрской категории заменил Дэвид Зеллнер, поставивший ленту «Кумико — охотница за сокровищами».

Легко предсказать, что основная борьба здесь развернётся между первыми двумя работами. «Бёрдмэн» — виртуозно рассказанная история голливудского актёра, решившего дебютировать на бродвейской сцене. Фильм мастерски сыгран, но ещё круче придуман и поставлен: режиссёр с оператором Эммануэлем Любецки (безусловный фаворит в своей номинации!) добились полной иллюзии «одного кадра», виртуозно скрыв все монтажные склейки. «Отрочество» же, что забавно, — полная ему противоположность. Тут был поставлен эксперимент иного рода: история взросления одного мальчика снималась на протяжении… двенадцати лет! То есть, юный актёр рос вместе со своим героем, где-то раз в год съёмочная группа встречалась и снимала несколько новых эпизодов, которые в итоге сложились в почти трёхчасовое полотно. Такой подвиг вполне достоин того, чтобы его как-то отметить!

Всего у «Бёрдмэна» шесть номинаций — также выдвинуты актёры Майкл Китон, Эдвард Нортон и Эмма Стоун, которые по первому взгляду кажутся в разы сильнее всех своих конкурентов. Вот разве что Патрицию Аркетт или Итана Хоука из того же «Отрочества» могут премировать не столько за игру, сколько за терпение и готовность к многолетнему эксперименту. Пятая номинация «Отрочества» — за лучший монтаж.

2 Кадр из фильма «Отрочество»

Вероятно, именно экспериментальный характер обеих картин не позволил им рассчитывать на сценарный приз — среди претендентов на который хочется выделить Джима Джармуша с его вампирской «сагой» «Выживут только любовники». Сыгравшая там главную роль Тильда Суинтон поборется за звание лучшей актрисы года с Марион Котийяр («Роковая страсть») и Джулианной Мур («Всё ещё Элис») — последней как раз и пророчат победу.

Имена своих лауреатов «Независимый дух» назовёт не скоро, через три месяца — 21-го февраля 2015-го года.