Председатель признанной иностранным агентом организации «Комитет по предотвращению пыток» Игорь Каляпин рассказал «Ридусу», чего ждет от законопроекта об ужесточении наказаний для уличенных в пытках представителей власти, внесенного в Государственную думу РФ 20 декабря.
По словам Каляпина, ужесточение санкции за пытки и перевод этого преступления из категории тяжких преступлений в особо тяжкие — это однозначно положительный сигнал, но есть опасность, что ряд учреждений, ставших рассадниками пыток, окажутся за рамками нового законопроекта.
«То, что пытка переводится в категорию особо тяжких — это, безусловно, плюс. Но весь вопрос в том, как сформулирован состав. Меня на сегодняшний день интересует, будут ли туда попадать те преступления, которые реально совершают силовики», — сообщил «Ридусу» правозащитник.Игорь Каляпин добавил, что законопроект в его нынешнем виде может оставить «за бортом» проблему пыток, которые применяют оперативные сотрудники полиции «с самыми разными целями, не имеющими отношения к принуждению к даче показаний», а в полиции, по его словам, они распространены гораздо больше, чем в системе ФСИН.
«У меня есть определенные опасения, что сейчас в Госдуме пройдет какой-то проект, который формально будет ужесточать ответственность за пытки, но на самом деле это будет пустышка, которая будет принята, чтобы показать, что законодатель реагирует на возникший общественный запрос», — сказал Каляпин.Ранее руководитель правозащитного проекта gulagu.net Владимир Осечкин отмечал, что в местах лишения свободы пытки зачастую проводят не сами работники ФСИН, а «разработчики» из числа заключенных, которых силовики привлекают для подобной грязной работы.
Сегодня утром главы комитетов ГД РФ и Совета Федерации по законодательству Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в нижнюю палату парламента законопроект о расширении понятия «пытки» и об усилении наказания за их применение. За пытки, проводимые представителями власти с целью принуждения к даче показаний или запугивания, предусмотрено до 12 лет лишения свободы, они переходят в разряд особо тяжких преступлений. Понятие «пытка» будет включать в себя запугивание с целью контроля над личностью.
Пытки в системе ФСИН попали в центр внимания общества после публикаций в Сети фотографий и видеозаписей пыток заключенных, которые проводил персонал тюремной больницы в Саратовской области. Владимир Осечкин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявлял, что в распоряжении его коллег имеется около 1000 видеоматериалов о применении пыток в колониях, СИЗО и тюремных больницах Иркутской, Владимирской и Саратовской областей и что они будут поэтапно опубликованы.
* «Комитет по предотвращению пыток» — организация, признанная Министерством юстиции РФ иностранным агентом.