Политика

Лидеры красных кхмеров обвиняют в массовой гибели камбоджийцев соседний Вьетнам

3 564

Нуон Чи, один из лидеров камбоджийского режима красных кхмеров, руководивший Камбоджей в 70-е годы. © Handout/ECCC/Nhet Sokheng/Reuters

Один из лидеров камбоджийского режима красных кхмеров заявил в понедельник на слушаниях в суде, что он и его товарищи по партии были "неплохими людьми", пишет The Guardian. Нуон Чи, руководивший Камбоджей в 70-е годы, не признает ответственности за гибель 1,7 миллиона камбоджийцев и винит во всем Вьетнам.

Столь резкие заявления прозвучали на первом допросе в рамках трибунала ООН, рассматривающего дело Нуон Чи и еще двух лидеров красных кхмеров, долгожданный процесс над которыми начался в конце ноября. На этой неделе суд сосредоточит внимание на обвинениях в насильственном перемещении людей и в преступлениях против гуманизма. После того как красные кхмеры 17 апреля 1975 года захватили Пномпень, они переселили в сельскую местность около миллиона жителей города. Так красные кхмеры воплощали в жизнь коммунистическую аграрную утопию.

После того как секретарь суда зачитал все обвинения в адрес красных кхмеров, Нуон Чи принялся страстно защищать кровавый режим, в котором он был вторым человеком после Пол Пота. "Я не хочу, чтобы будущие поколения неверно понимали историю. Я не хочу, чтобы они верили в то, что красные кхмеры были плохими людьми, преступниками, - заявил Нуон Чи. - Все, что о них рассказывают, неправда". 85-летний идеолог коммунистического режима сказал, что ни один камбоджиец не несет ответственности за преступления, совершенные в период правления красных кхмеров в 1975-1979 годах. Нуон Чи утверждает, что в массовых убийствах виноват соседний Вьетнам, границы которого неоднократно подвергались атакам красных кхмеров. Вьетнам, по словам Нуон Чи, поддерживал противников режима красных кхмеров и в 1979 году оккупировал Камбоджу, установив там марионеточный режим. "Это были преступления против гуманизма, которые не совершал народ Камбоджи. Все это сделали вьетнамцы, они убивали камбоджийцев", - утверждал Нуон Чи.

Двое других подсудимых - это 80-летний Хиу Самфан, бывший глава государства, также отрицающий причастность к преступлениям, и 86-летний Йенг Сари, который заявил, что не будет участвовать в процессе, потому что на него распространяется амнистия 1996 года. Ранее трибунал постановил, что под упомянутую амнистию Йенг Сари не попадает. Есть опасения, что подсудимый может умереть до того, как будет вынесен приговор. Верховный лидер красных кхмеров Пол Пот умер в 1998 году в камбоджийских джунглях. Четвертый подсудимый, 79-летняя Йенг Тирит, была признана неспособной предстать перед судом из-за болезни Альцгеймера. Она является супругой Йенг Сари и была в правительстве красных кхмеров министром по социальным вопросам.

Присутствующие на слушании трибунала ООН по Камбодже. © Handout/ECCC/Nhet Sokheng/Reuters

Трибунал ООН по Камбодже добивается правосудия в отношении преступников, которые виновны в истреблении четвертой части населения страны. Камбоджийцев в период правления красных кхмеров тысячами казнили, они умирали от голода, болезней и переутомления. "Впервые подсудимые выступают на открытых слушаниях по поводу политики красных кхмеров и событий, последовавших после захвата Пномпеня 17 апреля 1975 года", - заявил по этому поводу представитель трибунала Ларс Олсен. Он сказал, что оглашение обвинений займет несколько дней. После того как будут допрошены подсудимые, на суде выступят потерпевшие и свидетели.

Трибунал ООН по Камбодже был сформирован в 2006 году и пока рассмотрел единственное дело Каин Гуе Ива, начальника печально известной тюрьмы S-21. Его приговорили к 35 годам заключения за военные преступления и преступления против гуманизма. Впоследствии этот срок был сокращен до 19 лет. Дело, которое трибунал рассматривает сейчас, гораздо сложнее уже хотя бы потому, что Каин Гуе Ив признал вину в преступлениях.

Один из двоих уцелевших узников тюрьмы S-21, 80-летний Чум Мей, заявил накануне, что трое подсудимых никогда не смогут рассказать суду всю правду о том, что творилось в Камбодже в 70-е годы. "За время слушаний мы услышали только то, что режим красных кхмеров был хорошим и работал на благо народа", - посетовал Чум Мей.