Культура

Лихие 90-е вернутся в Москву 20 сентября

0 909

На один день здесь заработает машина по воспроизводству свободного духа девяностых. Фестиваль организован независимым российским интернет-изданием о современном искусстве и культуре COLTA.RU при поддержке фонда «Президентский центр Б.Н. Ельцина» (Ельцин-центр) и образовательного проекта «Твоя история».

Первое постсоветское десятилетие — противоречивое и интересное время в современной истории России: время, щедрое наследие которого еще не осмыслено. 1990-е в России — это период экстенсивного роста и развития, это период формирования тогда еще незнакомых стране социальных и политических институтов, это время плодотворных экспериментов в культуре и медиасреде, это время свободы, вкус которой невозможно забыть. 1990-е дали нам новый лексикон, новую литературу, новый кинематограф, новую музыку, новую моду. Они дали нам иное качество жизни — пришло время вспомнить, как это было, и взглянуть на прошлое другими глазами, — говорит главный редактор COLTA.RU Мария Степанова.

Пространство фестиваля разделено на несколько тематических зон. Смысловым стержнем станет шестичасовой лекторий-марафон. С 12:00 утра и до 19:00 вечера главные герои эпохи будут рассказывать о важнейших культурных процессах и явлениях, происходивших в насыщенную событиями декаду.

90-е стали гигантской экспериментальной площадкой для российских СМИ — этой теме отведена особая часть программы, в которой примут участие Юрий Сапрыкин, Елена Нусинова, Сергей Мостовщиков, Леонид Злотин, Игорь Григорьев и многие другие. В специальной зоне также можно будет полистать оригиналы культовых изданий тех лет («Столица», «Птюч», «ОМ», «Вечерняя Москва», «Сегодня») и пообщаться с людьми, участвовавшими в их создании.

Современные поэты — Михаил Айзенберг, Сергей Гандлевский, Дмитрий Воденников, Тимур Кибиров, Станислав Львовский, Лев Рубинштейн, Елена Фанайлова и другие — прочитают свои стихи, написанные в 90-е.

На центральной сцене фестиваля молодые московские группы переосмыслят известные песни декады и разогреют аудиторию перед хедлайнером музыкальной программы — группой «АукцЫон», авторами одного из важнейших альбомов 1990-х «Птица».

Блошиные и вещевые рынки, молодежная рок- и рейв-культура, первые глянцевые журналы и глянцевые фотографы — эти и многие другие явления будут отражены в фестивальной зоне, посвященной моде 90-х, времени новой визуальности. Так, Александр Петлюра, который в течение 30 лет собирал огромную коллекцию редких объектов, куда сейчас входит более 2000 пар обуви, порядка 1500 мужских и женских костюмов, тысячи единиц мужского и женского белья, аксессуаров, предметов быта, устроит «показ-памятник» 90-м. А для воссоздания атмосферы тех лет мы просим всех гостей фестиваля отыскать в своих гардеробах любимые когда-то вещи и прийти в нарядах в стиле 90-х.

Кинопрограмма фестиваля представлена важнейшими фильмами эпохи, которые отражают поиски нового визуального языка и новых сюжетов 90-х: «Окраиной» Петра Луцика и Алексея Саморядова, «Москвой» Александра Зельдовича, «Прорвой» Ивана Дыховичного, «Страной глухих» Валерия Тодоровского. Модератор программы — Василий Корецкий.

Блеск, нищету и вольный дух контрастного десятилетия лучше всего передают документальные фотографии тех лет, которые собраны на выставке «По дорогам СНГ: моторепортаж из 1990-х». В 1991—1996 годах берлинский фотограф-мотоциклист Петра Галл приняла участие в нескольких байкерских турах, прошедших по дорогам СНГ. На фотографиях Галл запечатлены мгновения защиты Белого дома в 1991-м, прибалтийского сепаратизма и многие другие моменты из повседневной жизни 90-х, сохранившей элементы коммунистической архаики и приметы наступившего нового времени. Куратор выставки — Михаил Бастер.

Посетителей «Острова 90-х» также будут ждать: премьерная постановка Цирка Шарля ля Танна (Le Cirque De Charles La Tannes) «Дворец молодежи» — променад-театр о музыке, искусстве и бунте 90-х против системы, тишины и заурядности; детская площадка со специальной программой, которую готовит творческий лагерь «Кавардак», и многое другое. Мы вспомним даже телерекламу, которая в 1990-е еще была полем для самовыражения и потому вошла в культурный код заставших то время поколений.

Пора увидеть «другие 90-е» — время грандиозной социальной встряски, принципиально иных возможностей, перемен, затрагивавших все сферы жизнедеятельности общества. 90-е стали для России эпохой открытий — пора открыть их для себя заново.

1