Сегодня все моднее причислять себя к либеральной оппозиции. Но понимают ли участники протестных акций, не те которые горлопанят с трибун, а именно простые люди, что такое либерализм. Действительно ли он отвечает их коренным интересам? Ведь по большому счету, трудно найти в мире правительство, которое на притяжении последних 12 лет проводило бы более либеральную политику, чем правительство Путина.
Прежде чем отвечать на вопрос: либерал ли вы, прежде всего, определитесь, какого именно рода вы либерал. Ибо либерализм имеет 2 вида.
Первый - это либерализм «гуманитарный» - то есть соблюдение прав человека, право человека на свободное развитие и все сопутствующие этому идеи.
Второй - это либерализм «экономический» - то есть идея господства полной свободы рынка, то есть либерализм в той абсолютной форме, в которой оно изначально и возник в 19 веке.
А теперь «обухом по голове»: эти два вида либерализма, находятся в коренных противоречиях друг с другом, и, как правило, несовместимы.
Ибо либерализм «гуманитарный», так или иначе, всегда подавляется либерализмом «экономическим». Дело в том, что либеральная экономическая политика, предполагающая некий фантом «свободной конкуренции» ведет к абсолютному засилью монополий. Это неизбежно. Равной конкуренции в природе не существует. Тот, кто более силен, не будет соблюдать равные правила игры, в отношении более слабого. Равные правила игры соблюдаются, только с равными по силе. Свободная конкуренция ведет к усилению сильного и уничтожению слабого. В результате рано или поздно возникает монополия, которая берет под контроль рынок.
Засилье монополий, в свою очередь, неизбежно ведет к ограничению свободы выбора, которая является краеугольным камнем либеральных идей человечности. Чем более монополизирован рынок, тем больше стремление монополии, как к дополнительной прибыли, так и к подавлению любой попытки появления конкуренции. А поскольку экономический базис определяет политическую надстройку, то соответственно, начинается ущемление «либеральных» прав и в общественной жизни. Монополия стремится максимально подмять под себя госаппарат, с целью использования его для сохранения своего господствующего положения.
Либерализм своим рождением обязан, прежде всего, Великой Французской Буржуазной Революции. Именно в те насыщенные революционными идеями года родилось знаменитое «Свобода, Равенство и Братство!». Казалось, что стоит только скинуть ненавистных короля и дворян, начнется эпоха свободы и счастья. Эта эйфория революционного идеализма длилась совсем немного. Суровая реальность нового мира, где на смену дворянину, облагавшему крестьян данью, пришли дельцы и спекулянты, а на смену королям, воротилы биржевых площадок, принесла быстрое разочарование. Эксплуатация капиталом, оказалась едва ли не более жестокой, нежели помещичий гнет. А наивное, революционное «Свобода, Равенство и Братство!», обрело свое реальное воплощение: Свобода ограбления народных масс капиталом, Равенство капиталистов в праве эксплуатации трудящихся, Братство крупного капитала при подавлении народных выступлений.
Либерализм стал тем знаменем, который поднял новый класс эксплуататоров – класс буржуазии.
Весь 19 век это эпоха золотого века либеральных идей и либеральной экономической политики. С одной стороны, крупные метрополии проводили политику протекционизма в отношении своих рынков. Как в метрополиях так и в колониях. Но с другой, собственно, на внутреннем рынке, проводилась абсолютнейшая политика либерализма – свобода товарного обращения и свобода перетекания капиталов. То есть, либеральное государство вмешивалось там, где «своих» капиталистов нужно было защищать от чужаков, и предоставляло почти абсолютную свободу наживания огромных состояний для своих капиталистов и дикой эксплуатации масс на контролируемых территориях – в Метрополиях и колониях.
Кстати, противостояние между монополиями разных стран, привело даже к международной путанице в значении терминов. В США, идейные течения либерализма и консерватизма являются антиподами своих европейских «коллег». То есть, те, кого считают консерваторами, в Европе (сторонники активного государственного вмешательства в экономику), в Америке называются либералами – это демократы. А европейские либералы (сторонники свободного рынка) в США «стали» консерваторами – республиканцы.
Но как уже было сказано выше, свободной конкуренции в чистом виде практически не существует. К началу 20 века, весь мировой рынок, оказался по пятой международных монополий – картелей и синдикатов. А идейное течение либерализма стремилось к достижению пика своего экономического и политического господства. Единственное, что тормозило этот процесс, разделение мирового рынка на сферы колониального контроля. Крупные монополии, могли эксплуатировать только те рынки, которые принадлежали их метрополиям. Французы не имели прав торговать в испанских колониях, немцы в английских, американцы были ограничены рамками Латинской Америки. Такая ситуация мешала экономической политике абсолютного либерализма. В результате, в течение первой половины 20 века, человечество получило 2 глобальные войны за передел мира.
Таким образом, под фанфары наивного «гуманитарного» либерализма, который предлагал красивую картинку «человека-свободного», либерализм «экономический», являющийся основным выражением стремлений крупного капитала, угробил десятки миллионов человек.
Мировые войны, и последовавшие за эти процессы деколонизации, должны были принести долгожданную либералами свободу для безграничного движения капиталов. Но появились новые препятствия для господства абсолютного свободного рынка. Возникновение международной социалистической системы, вырвало из лап капитала почти треть населения мира. Кроме этого, само наличие СССР и его активная поддержка международного коммунистического движения вынуждала крупный капитал с одной стороны пойти на уступки рабочему движению в Европе и в США, с другой согласиться на частичное госрегулирование экономии и повышение налогов, для поддержания социальных гарантий населению.
Именно угроза коммунистических революций ограничила либеральные тенденции и дала временный всплеск теории государственного вмешательства в рыночную экономику. Результат этого временно устоявшегося баланса сил мы наблюдаем примерно с середины 70- годов. Именно с этого периода принято отсчитывать появление, так называемого, «золотого миллиарда» - небольшой группы стран, населением около 700 млн. человек, с относительно приемлемым уровнем жизни потребления большинства населения. Такая, внешне светящаяся оптимизмом, поверхностная картинка и дает сегодня моральное право сторонникам либерализма говорить о нем, как о лучшей политико-экономической системе для свободного и творческого развития человека.
Однако, в конце концов, если отринуть весь демагогический треп сторонников либерализма, то в сухом остатке мы имеем следующее:
-относительно спокойная и сытая жизнь имеет место, лишь в небольшом количестве либеральных стран – не более 1/10 населения Земли, в крайне ограниченном временном промежутке – не более 30 лет, (период, который длился примерно с середины 70-х годов до середины 2000-х).
И при этом, сторонники либерализма забывают, что либеральная политика десятилетиями ведется и в странах Латинской Америки (Аргентина, Перу, Колумбия), и в Юго-Восточной Азии (Малайзия, Филиппины), кои трудно назвать странами мечты, если только у вас нет миллиона долларов. Либерализм долгое время господствовал и в наиболее кризисных странах современной Европы (Португалия, Греция, Ирландия, Исландия) и именно сейчас, либеральная политика в этих странах доводится до абсолюта. Так как уже в 2005-2008 годах, в странах Евросоюза начались процессы сворачивания большей части элементов социального государства, и с началом кризиса эти процессы ускоряются. С одной стороны, никаких дальнейших возможностей поддерживать социальные гарантии у либеральной экономики не осталось, с другой, у международного либерализма, выраженного в политике глобализации нет никаких сдерживающих сил.
И вот уже в 2011 году начинается всемирное движение протеста «Захватим вместе», основными участниками, которых являются как раз те слои, которые в прежние времена превозносили либеральную систему.
Тотальная либерализация будет и дальше стремительно продолжаться во всемирном масштабе, так как главного «виновника» сдерживания аппетитов крупного капитала уже 20 лет как нет. Ведь благодаря именно наличию «красной угрозы» крупный капитал, который в «свободное» время 19, начала 20 века, плевать хотел и на эксплуатируемый класс и на права человека, вынужден был частично пойти на уступки. В головах, же либералов, не способных к глубинному анализу, данные процессы предстают в своей внешней форме: якобы, население посредством демократических процедур, с помощью государства, ограничивает крупный капитал.
Таким образом, более или менее приемлемый уровень жизни и соблюдение прав и свобод человека, в либеральной экономической системе, может существовать лишь ограниченное количество времени, охватывать ограниченное количество населения мира, и все это лишь под давлением внешней угрозы,( в роли которой выступал СССР).
______________
Однако СССР уже давно нет. И с началом кризиса эти либеральные сказки рушатся со страшной скоростью. Население Европы это уже понимает. Экономическая мысль западноевропейского сообщества все чаще поворачивается в сторону марксистской политэкономии в поисках ответа на вопросы, которые ставить кризисная повседневность. И только в России и некоторых других странах бывшего соцлагеря, находящихся на периферии мировой экономики, у значительной части научной общественности на лице, все еще, розовые очки неолиберализма.