Кино

Лишённые тормозов: шутки и загадки седьмого «Форсажа»

2 1967

«Форсаж 7» (Furious 7)

США, реж. Джеймс Ван, в ролях: Вин Дизель, Джейсон Стэтем, Пол Уокер, Курт Рассел, Мишель Родригес, Тайриз Гибсон, Дуэйн Джонсон, Джордана Брюстер, Натали Эммануэль, Джимон Хонсу, Игги Азалия.

Сайт фильма

Декард Шоу, бывший киллер из британского спецназа, клянётся у больничной койки своего покоцанного брата: «Я за тебя отомщу». О серьёзности его намерений говорит уже куча трупов вокруг больницы (видимо, путь сюда был непростым), а затем ещё и бомба, которая в щепки разносит дом положительных героев. О том, кто стал первой жертвой этой мести, поклонники франшизы знают ещё по эпилогу предыдущей серии.

Трейлер фильма «Форсаж 7»

Умиляет, конечно, как кино про крутых парней на крутых тачках и с крутыми тёлочками усиленно пытается прикинуться «нормальным фильмом» с прицелом даже на «Оскар» (презабавный гэг, закинутый журналистам в рамках промо-кампании, способен повергнуть в трепет не только всю Киноакадемию, но и любого здравомыслящего человека).

Тут целых две лирических линии, одна из которых — про бесценность семьи, другая — про отсутствие памяти. Вторая связана с героиней Мишель Родригес — актриса, как помнят фанаты, выходила покурить на несколько лет, последствия чего и расхлёбывает её Летти вот уже вторую картину. Приезжая временами к собственной могиле, она каждый раз убеждается, что память не восстановить и пора уже бросить всякие на этот счёт попытки. Забегая вперёд, скажем, что это ниточка приведёт к нехитрой морали: «Невозможно заставить любить», — которая поставит первую точку в этой непростой и ой как закрученной истории.

Однако основное внимание аудитории, по понятным причинам, будет приковано к выводам пусть и близким, но несколько иным. Зная, что у Брайана намечается ещё один ребёнок, Доминик не упускает случая, чтобы отвести зятя в сторонку и напомнить, что никакие острые ощущения не стоят самого главного, а «самое важное — это семья», и быть отцом и мужем — такой крутяк, что круче вообще и не придумать. Тот обещает над этим подумать, звонит иногда любимой и любящей супруге, но всё равно в минуту опасности непременно лезет под пули. Заставляя зрителей — которые знают чуть больше, чем герои — беспрестанно гадать, какую участь подготовили для персонажа Пола Уокера создатели фильма. Ну, как бы даже не секрет, что эта серия будет для Брайана последней — вопрос, каким образом он нас навеки покинет.

Прекрасно просчитывая подобные ожидания, авторы не скупятся на второй финал, после которого следует ещё и обширный постскриптум: недовольных не останется. Признаться, если в фильме и есть драматический нерв, то весь он узелочками завязан именно в последних минутах повествования. Всё прочее время «Форсаж 7», конечно, комедия.

Фрагмент из фильма «Форсаж

Причём тут есть шутки как запланированные (тот же Уокер на минивэне), так и внеплановые (персонаж Дуэйна Джонсона терпеливо ждёт, пока Шоу скопирует все секретные файлы с его компьютера). Ну и просто шаблонные, которые, впрочем, тоже работают: «Да, я сногсшибательная девушка», — не отрицает Летти, вступая затем в драку с другой такой же девчушкой.

Особенно отшлифованы обещания главного персонажа: «Что с ним сделаешь?» — «Таких слов ещё не придумали»; «Я пережил такое, что тебе и не снилось» — «Уверяю тебя, самое интересное впереди». Уже задним умом понимаешь, что всё это было не более чем бравадой, но у Вина Дизеля (как и у дублировавшего его Сергея Чонишвили) есть талант оставаться в такие моменты предельно убедительным.

Тут, кстати, скрыта ещё одна очевидная загадка: что уготовано персонажу Джейсона Стэтема? Ведь тот и сам привык играть самых крутых (да и здесь ест гранату на завтрак) — и явно не прогнётся под Вина Дизеля даже за лишний ноль в гонораре. Или прогнётся?.. Вот эта линия и правда интригует, хотя то, как она развивается в фильме, тоже вызывает неоднократные улыбки. Тут суть в чём: оба хотят встретиться — и Шоу беспрестанно даёт к тому все возможности, пусть и играет при этом по своим правилам. Но Торретто решительно не устраивает позиция, условно говоря, «снизу». Чем быть жертвой, ему приятнее стать охотником — из-за чего и весь сыр-бор. Неловко даже рассказывать, что будет, когда желание Доминика исполнится.

Самая крутая тачка в фильме «Форсаж 7»

«Хорошая новость — он в надёжном месте» — «А плохая?» — «В очень надёжном»; такие вот хохмы и двигают сюжет, куда могут. Всё самое главное о фильме сказал одном из рекламных роликов руководитель каскадёров: «Чем ещё мы можем удивить зрителей?» Вопрос даже не на миллион, а на миллиард: очевидно ведь, что лишь единицы назовут потом седьмой (да и любой предыдущий) «Форсаж» драмой или комедией — для всех остальных он останется картиной безостановочного действия, набитой совершенно невероятными и по-настоящему головокружительными трюками.

Трюков здесь столько, что авторы картины не побоялись наиболее выразительные обнародовать уже в трейлере — и с машинами, вылетающими из самолёта, и с машиной, перелетающей через небоскрёбы, и с Полом Уокером, бегущим по падающему в пропасть автобусу. Нет, правда, осталось ещё — да в таком количестве, что когда дело доходит до окончательной разборки, то кажется, что сейчас появится титр: мол, продолжение в следующей серии, смотрите «Форсаж 8». Но нет — пальба и гонки вдавливают зрителя в кресло до упора.

Очевидно, что именно процитированный выше вопрос послужил основой для всего сценария, для каждого сюжетного поворота. Можно попытаться представить, как проводился в офисе студии «мозговой штурм»: «Самолёт у нас уже был? А чтоб машины падали с парашютами?..» Плевать, что нечто подобное уже было в «Такси»: французских фильмов никто не смотрит. К слову, падают тачки в небе Азербайджана на главный Кавказский хребет; почему там? — кого это волнует?.. было бы красиво. Пришлось, конечно, подумать насчёт небоскрёбов: трюк-то классный — но как его оправдать?.. Но что такое машина в пентхаусе, как ни странная прихоть чудака-миллионера?.. Короче, если говорить о кино как об аттракционе, то приводить в пример следует в первую очередь «Форсаж», а уж во вторую — «Трансформеров».

При этом, что самое забавное, наиболее справедливая характеристика трюков озвучена уже устами одного из персонажей — но именно тогда, когда он говорит, что это «самая тупая идея», все остальные удовлетворённо кивают и начинают работать. Вот даже странно: у нас из тупых идей рождаются, как правило, столь же тупые фильмы — а у них всё играет и блестит, и никак от этого не оторваться. Не важны ни причины, ни следствия — важны лишь моменты, когда дух захватывает и в пот прошибает. Так тоже надо уметь — и глупо отрицать тот факт, что в Голливуде это умеют так, как нигде более на свете.

Ролик о фильме «Форсаж 7»: «Как сбросить тачку с самолета?»