Нередко бывает, что при разводе общие дети становятся «разменной монетой». Истории о семейном киднеппинге и конфликтных ситуациях из-за детей все чаще появляются в социальных сетях. Женщины рассказывают, как бывшие мужья похищают общих детей, а мужчины — о том, как им годами не дают видеться с ребенком. «Ридус» решил выслушать обе стороны конфликта и выяснить, как можно избежать таких ситуаций.
«Всю боль не передать словами»: истории матерей
Дана Амеева из Алма-Аты прислала нам фотографии своего трехлетнего сына Арсения. Мальчика, которого по поддельной доверенности увез из Казахстана ее бывший муж, она не видела уже около двух лет.
Отец моего сына не дает мне даже поздравить его с днем рождения. Уже два года я не поздравляла его. Вот так он вырос уже. Его отец присылает иногда фото, чтобы подразнить меня… — рассказала она «Ридусу».Бывший муж Даны, Геннадий Кругляк, уехал вместе с малышом шестого мая прошлого года. За это время он успел оформить себе и ребенку гражданство России. Всего у Даны двое детей — есть еще старший сын от первого брака. Для Кругляка брак с ней тоже был вторым, у него также есть сын от предыдущих отношений.
По ее словам, бывший муж требует у нее, чтобы она отказалась от денег, которые он ей должен по решению суда после развода.
Дана предложила, что напишет отказ от денег, а взамен муж должен передать ей сына — прямо в том же кабинете нотариуса или пристава. Но пока мужчина отказывается — хочет, чтобы бывшая жена сначала закрыла исполнительное производство по долгу. Дана получила разъяснения областного суда с указанием на обязанность отца передать ребенка ей. Однако местонахождение мужчины и мальчика неизвестно — по данным МВД, в России их на данный момент нет.
Муж Анны Егоровой, матери троих детей из Новокузнецка, увез их общего двухлетнего сына. Пара еще не развелась, сейчас мужчина держит Сашу у себя и не дает Анне видеться с малышом. Анна признаётся: ее брак тоже нельзя было назвать счастливым, муж периодически избивал, а когда она захотела его бросить — то угрожал ей, то обещал измениться. Немалую роль сыграла и свекровь, которая, по словам женщины, является депутатом и обещала лишить Анну детей, чего та очень боялась.
Новый конфликт произошел в июне этого года: муж избил Анну на глазах у общего ребенка, свекрови и знакомой:
Он бил, они его подбадривали. Потом он взял сына и унес к соседям, а меня закрыл дома. Мама его на меня все продолжала ругаться, пытаться бить, я ее просто от себя оттолкнула. Для моей свекрови это нормальное поведение, так как она влиятельное лицо в нашем городе.На место прибыли полиция и сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних. Свекровь заявила, что Анна находится под воздействием алкоголя и наркотиков, но многодетная мать прошла медосвидетельствование, которое это опровергло. Со слов собеседницы «Ридуса», все это закончилось тем, что свекровь потребовала у нее покинуть квартиру. Анна не была там прописана, и ей пришлось уехать вместе с двумя детьми.
После избиения женщина обратилась к участковому, но тот не стал ей помогать. Ребенка ей никто не возвращает, так как мальчик не считается похищенным — он находится у отца:
Согласно постановлению суда, до решения об определении места жительства ребенок должен жить с отцом.
Также инспектор ПДН пыталась прекратить дело о нанесении побоев сыну, не обязав сделать ребенку медосвидетельствование и не показав врачу. Также меня три раза просила написать отказ о прекращении дела. В итоге сказала, что ставит нас на учет как неблагополучную семью. С тем, что будут нас проверять, я согласилась. А на суде я узнаю, что только я состою на учете. Также появилась статья 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию). Откуда — не знаю. Характеристика от участкового есть, что я не привлекалась. Судья сказала не препятствовать общению, — сокрушается многодетная мать.И Анна Егорова, и Дана Амеева обратились в организацию «Право на маму», которая помогает матерям в таких ситуациях.
Свою историю рассказала и участница шоу «Топ-модель по-русски» Арина Перчик, у которой в прошлом году бывший возлюбленный Антон Радченко забрал пятимесячную дочь. Суд вынес решение об определении места жительства ребенка с отцом. По мнению Арины, когда в отношениях начались проблемы и родился ребенок, экс-возлюбленный составил план по отъему ребенка. Также он потребовал у девушки вернуть 1,5 млн рублей.
Он мне перечислял деньги, и сейчас выставляет эту историю так, как будто он давал мне взаймы. Хотя на тот момент я воспитывала дочь. То есть все это делает он из мести, — поделилась она своей версией событий.Модель считает, что имеет место открытая коррупция. Она отметила, что суды переносятся, а ей поступали «скрытые угрозы»:
По ее словам, ей не сообщают, кто воспитывает дочь и как живет девочка. Адвокат бывшего возлюбленного, который сам воспитывает своего ребенка в одиночестве, спрашивал: «А какая вам разница?»
Арина Перчик уточнила, что не видит в своих поступках ничего, что могло привести к такому развитию событий. Она намерена по-хорошему договориться с бывшим мужем, чтобы он хотя бы не препятствовал ее общению с дочерью.
«Ребенок остается с тем, кто похитил»: мнения отцов
«Ридус» также пообщался с отцами, у которых произошел конфликт с бывшими женами из-за детей. Для этого мы обратились в общественное движение «Отцовский комитет», которое защищает права отцов.
Со слов Серебряного, сам он судился со своей бывшей женой каждый год, в результате добился того, что общается с ребенком без препятствий.
В каждой ситуации по-своему. Но вообще я бы, наверное, посоветовал всем отцам, грубо говоря, разводиться первыми. И увозить детей с собой. Потому что дело не в „отец“ и не в „мать“. По существующей в России практике ребенок остается с тем, кто его, грубо говоря, похитил, — заявил он.С «Ридусом» согласились пообщаться и другие члены «Отцовского комитета». Все мужчины попросили не указывать их фамилии.
Житель Петербурга Алексей рассказал нам, что его долгожданный сын родился в конце лета 2012 года, но семейная жизнь не сложилась, состоялся развод.
Я как любящий отец часто приезжал к сыну, брал его на выходные, посещал с ним различные культурные мероприятия, совершал прогулки и стремился максимально принимать участие в развитии и воспитании маленького родного человечка. Но к концу 2018 года жизнь повернулась иначе, и я столкнулся со злой несправедливостью российской правовой системы; несмотря на все усилия быть хорошим отцом, система нещадно загоняла меня в ряды „плохих отцов“, — сказал он.По словам мужчины, проблемы начались после того, как у его бывшей жены появился новый возлюбленный.
У моей бывшей супруги появился новый „друг“, который откровенно претендовал на воспитание моего сынули, несмотря на мое желание максимально участвовать в воспитании и проявлении заботы о сыне. Несмотря на это, бывшая супруга выставляла приоритеты в пользу нынешнего сожителя, — сказал Алексей.Отец подал в суд на определение места жительства ребенка. Как он считает, у него условия проживания были лучше:
Более того, в первую очередь я защищал право ребенка видеть и общаться с отцом и бабушкой. К слову сказать, бабушка — это моя бывшая теща, которая была крайне не согласна с действиями своей дочери и встала на мою сторону. После того как моя бывшая супруга узнала, что я подал в суд, и испугавшись того, что экспертиза покажет явную привязанность ребенка и его желание проживать с отцом, решилась на крайние меры, а именно выбрала самую низкую по моральным нормам тактику — психологическое насилие над ребенком с целью выработать у сына так называемый синдром отчуждения родителя.По словам мужчины, мальчик был очень привязан к нему, и после выходных, проведенных с ним, плакал при расставании:
При последнем телефонном разговоре с сыном я понял, что ребенку внушают: что папа плохой, он подал на маму в суд и т. д. Дал прослушать телефонный разговор с сыном одному эксперту в области детской психологии, я услышал четкий вердикт — „мать наносит непоправимую травму ребенку в таком возрасте“. В итоге были отключены все телефоны, и я полностью потерял связь со своим сыном. Последний раз я его видел месяц назад, всего пять минут под присмотром бывшей супруги, я ничего не успел, кроме как сказать, что папа его очень любит, и подарить книжку.Теперь он обивает пороги различных инстанций — органов опеки, судов, комиссий по делам несовершеннолетних, чтобы добиться возможности видеться с сыном и принимать участие в его воспитании.
Другой собеседник «Ридуса», москвич Дмитрий, полностью поддерживает мнение Алексея. После развода с первой женой он восемь лет не видит сына, которому сейчас четырнадцать лет. Мужчина убежден, что женщины плохо воспитывают детей. Во втором браке у Дмитрия появился еще один сын, и семь лет назад после развода мужчине удалось добиться того, чтобы мальчик остался с ним. Сейчас младшему ребенку одиннадцать лет.
На вопрос о том, как Дмитрий этого добился, он коротко ответил:
Ребенку же с папой всегда лучше. Он так решил. И, в отличие от первого сына, его права не нарушили. Суд определил место жительства с папой и передал на воспитание мне.Он уточнил, что вторая жена пыталась вернуть ребенка, но безрезультатно.
Дмитрий убежден, что родственники первой экс-супруги, судебные приставы, судьи и учителя настроили старшего сына против него и объединились «из-за женской солидарности»:
Как считает Дмитрий, жена ненавидит его, так как после развода он не дал ей «ограбить себя, свой род и своих детей». Он также уверен, что бывшая жена пыталась организовать на него нападение, так как однажды заметил слежку автомобилей за ним.
«У меня украли детство»: рассказ девочки, которую отец в детстве забрал у матери
Студентка из Москвы Джамеля (имя изменено) рассказала «Ридусу», что истории о детях, которых увозят отцы, для нее больная тема. В детстве ее и младшего брата забрал у матери ее папа — уроженец другой республики.
В итоге примерно через год женщина забрала детей — это произошло, когда брат Джамели попал в больницу и мать приехала туда вместе с родственниками. В дальнейшем у родителей было еще много конфликтов, а отец снова пытался вывезти детей. Джамеля считает, что у нее не было нормального детства:
Понимаете, это очень сложная ситуация. Когда ты ребенок родителей, которые тебя разрывают, тянут в разные стороны, ты просто не знаешь, что думать. Ты любишь и маму, и папу. Я сначала думала, что мама плохая, а потом увидела отца в другом свете. Я его по-своему люблю, но понимаю, что он ведь делал это не ради нас. А из гордости. Я считаю, что если ты становишься родителем, то ты должен думать в первую очередь о ребенке, понимаете? Если родители разводятся, то дети должны оставаться с матерью, а отец должен иметь возможность их видеть в любой момент. И выяснять отношения при детях не стоит, позволять своим родственникам плохо говорить о ком-то из родителей не надо. После развода оба родителя должны мирно общаться ради ребенка.Советы юриста: что делать матерям, у которых увезли детей, и отцам, которые их не видят
Юрист Антон Захаров составил для читателей «Ридуса» памятку, что делать матери, если у нее увез ребенка отец и не дает с ним видеться:
Также юристы дают советы и отцам, которым бывшие жены не дают видеться с детьми. В соответствии со статьей 65 Семейного кодекса, родители обязаны решать вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, по взаимному согласию с учетом мнения детей. Порядок и условия осуществления прав отца на общение с несовершеннолетним могут быть оговорены бывшими супругами в письменном соглашении о порядке общения с ребенком. В случае, если родители не могут достичь согласия в вопросах общения отца с ребенком, спор передается на рассмотрение суда. Если график общения отца с ребенком нарушается, к матери могут быть применены меры — суд может определить четкие сроки, в которые мать обязана выполнить судебное решение, или же принять решение о передаче ребенка на воспитание отцу. Если ребенку уже исполнилось десять лет, суд учитывает его пожелания.