Политика

Ливан стараниями США может разделить участь разрушенного Ирака

1 678

Это решение последовало в канун президентских выборов в Ливане не просто так. Практика расширения американских посольств в других странах показала, что она традиционно связана с установкой разведывательного оборудования. Продвижение «Исламского государства» и «Фронта ан-Нусра» в сторону Дамаска и сирийских портов ещё больше обострили противоречия между сторонниками просирийского (шиитского) и просаудовского (суннитского) блоков в парламенте, так как исход президентских выборов в Ливане грозит стать определяющим для Ирака и Сирии.

Спустя год после безуспешных попыток собрать кворум в парламенте для голосования по кандидатурам президента, в Ливане, наконец, определился фаворит выборной гонки. Им стал лидер просирийского блока Мишель Аун, который ещё в 2005 году заключил соглашение о взаимопонимании с «Хезболлой». Более того, блок Ауна инициирует демонтаж всей политической системы Ливана, считая её принцип распределения должностей «расистским». А такие революционные инициативы необходимо отслеживать и контролировать.

Дело в том, что в Ливане президент выбирается через представительские выборы в парламенте, то есть народ выбирает президента через своих представителей-депутатов. Однако уже год, после ухода 25 мая президента Мишеля Сулеймана, парламент свыше 20 раз не может набрать кворум в 2/3 депутатов, необходимый для голосования. Главная проблема состоит в том, что и просаудовского, и просирийского кандидата поддерживает приблизительно одинаковое количество депутатов. Это значит, что конфессиональная ливанская модель дала сбой. Иракский опыт конфессиональной модели сегодня грозит распадом страны.

«Ливанская модель», при которой президент — христианин, премьер — суннит, а спикер парламента — шиит, вот уже год как не работает в условиях большой суннитско-шиитской войны на Ближнем Востоке. Сторонники «Блока 8 марта» называют заложенный в ливанской модели принцип религиозной сегрегации «расистским», а спровоцированный им апартеид считают «угрозой для единства Ливанской республики». Чтобы выйти из кризиса, Мишель Аун инициирует народные выборы президента путём прямого и тайного голосования.

Однако если ливанцы получат возможность избирать президента через всенародные выборы, США и Саудиты утратят контроль над половиной ливанского парламента, а, следовательно, и механизм для лоббирования решений, направленных против Дамаска и Тегерана. Пока депутаты ливанского парламента держат статус-кво, США, Саудовская Аравия и Израиль натравливают против «Хезболлы» суннитов и ливанскую армию, чтобы завершить начатое 10 лет назад «Кедровой революцией». Вслед за сирийской армией изгнать из Ливана и «Хезболлу», лишить Иран выхода к морю, а Сирию — стратегического тыла против террористов.