Противостояние американских властей и китайских айтишников не утихает. Руководство TikTok подало иск в суд на администрацию Дональда Трампа из-за блокировки социальной сети на территории США. При этом стало известно о личном участии главы американской соцсети Facebook Марка Цукерберга в принятии решения о блокировке: как сообщает The Wall Street Journal, Цукерберг убедил главу Белого дома в том, что рост китайских IT-компаний представляет прямую угрозу для американского бизнеса.
По словам члена Общественной палаты РФ Александра Малькевича, подобное поведение со стороны руководства Facebook неудивительно, учитывая «политику не просто двойных, но и тройных стандартов» западной корпорации.
Эксперт обратил внимание на вышедшее накануне расследование репортера Buzzfeed Алекса Кантровитца, которое выявило методы влияния IT-гигантов на общественное мнение и мнение властей США. Журналист заявил, что на протяжении многих лет цифровые корпорации и организации, которые они финансируют, тайно размещают в американских газетах авторские колонки от имени владельцев малого бизнеса, ученых и целых аналитических центров. Таким образом компании создают ложное впечатление о широкой общественной поддержке своих решений и убеждают законодателей в необходимости принятия определенных действий.
Для лоббирования своих интересов корпорации использовали законодательную лазейку, позволяющую не раскрывать заказной характер публикации в СМИ, если речь в ней не идет о рекламе в традиционном понимании этого слова.
«Конечно, пока законодатели не потребуют раскрытия информации о лоббистах, сведения о настоящих авторах материалов в поддержку IT-корпораций будут сообщаться, только если СМИ будут сами настаивать на этом, или пока технологические гиганты не захотят действовать честно», — отмечает Малькевич.
Происходящее с TikTok и WeChat может говорить о том, что решение руководства Соединенных Штатов о запрете китайских IT-продуктов могло быть принято на основе информации, которую продвигали именно американские техногиганты, заинтересованные в устранении китайских конкурентов (например, Facebook или Google). Так, TikTok обошел Facebook, Instagram, YouTube и Snapchat по числу установок за месяц еще в 2018 году, и популярность сервиса в США продолжает расти: еще зимой китайский сервис обогнал Instagram по времени использования (time spent).«Действительно, решения американских властей регулярно выходят за пределы национальных границ и влияют на происходящие в мире события. Таким образом, техногиганты — это не потенциальная, а реальная угроза для мировой экономики и политики, на которую необходимо реагировать», — заключил член Общественной палаты.