Экономика Германии сократилась второй год подряд в 2024 году и вряд ли значительно вырастет в 2025-м, что ставит перед новым правительством страны сложные задачи после проведения досрочных выборов в феврале.
По данным статистического управления Destatis, валовой внутренний продукт сократился на 0,2% после снижения на 0,3% в 2023 году. Это всего лишь второй случай с 1950 года, когда объем германского производства сокращался в течение двух лет подряд. По предварительным данным, за четвертый квартал прошлого года экономика просела на 0,1%.
Падение было ожидаемым. Еврокомиссия и группа ведущих экономических институтов Германии независимо друг от друга спрогнозировали сокращение ВВП на 0,1% в 2024 году.
Слишком много проблем
Немецкая экономика пострадала от внешних потрясений и внутренних проблем, отметила президент Destatis Рут Бранд. В их числе бюрократия и дефицит квалифицированной рабочей силы, дорогие энергоносители, высокий уровень процентных ставок. И все это — на фоне растущей конкуренции на ключевых рынках сбыта для немецкой промышленности, которая в значительной степени ориентирована на экспорт и долгие годы служила основным драйвером экономического роста Германии.
По данным Destatis, в 2024 году пострадали как производственный, так и строительный секторы, в то время как в секторе услуг за этот период был зафиксирован рост.
Страна переживает затяжной жилищный кризис из-за повышения процентных ставок и затрат на строительство. А символом критических проблем в немецкой промышленности стал автомобильный сектор. Некогда он задавал тон всему мировому автопрому, но не сумел вовремя перестроиться на электромобили и теперь гнется под натиском китайских конкурентов.
Хотя в целом очередное годовое сокращение немецкого ВВП не удивительно, предварительные данные за четвертый квартал 2024 года были неожиданными и вызывающими беспокойство, отметил главный экономист Deutsche Bank по Германии Робин Винклер.
«Если это подтвердится, это будет означать, что немецкая экономика снова потеряла динамику в начале зимы. Текущая политическая неопределенность в Берлине и Вашингтоне, вероятно, была важным фактором», — пояснил он.
Мрачные прогнозы
Немецкий экономический институт Ifo в среду предупредил, что без реформы экономической политики Германии будет трудно «вырваться из стагнации» в 2025 году. Институт ожидает «едва заметный» рост на 0,4% в этом году.
«Германия переживает, безусловно, самый продолжительный период застоя в послевоенной истории. Кроме того, она значительно отстает в международном сравнении», — указывает руководитель отдела прогнозирования в институте Ifo Тимо Воллмерсхаузер.
Если не будут приняты контрмеры, производственные компании продолжат переносить производство и инвестиции за рубеж, опасаются исследователи Ifo. Но в случае «правильной» политики экономика Германии может вырасти на целых 1%, утешают они.
Между тем немецкие политики расходятся во мнениях по поводу того, как исправить ситуацию. Трехпартийное коалиционное правительство канцлера Олафа Шольца распалось в ноябре после разногласий по поводу того, как оживить экономику. Это открыло путь к досрочным выборам 23 февраля.
Претенденты на пост главы следующего правительства выдвинули противоположные предложения о том, как придать новый импульс экономике. Но большинство экспертов полагают, что в любом случае быстрого решения накопившихся проблем не существует.
Германия была единственной из стран G7, экономика которой сократилась в 2023 году, и первой опубликовала данные за 2024 год. Однако ее перспективы на 2025 год остаются мрачными. Бундесбанк прогнозирует рост всего на 0,2% и предупреждает, что возможно даже очередное сокращение, если избранный президент США Дональд Трамп выполнит свои тарифные угрозы.
Чтобы вернуть экономику в нормальное русло, «нам нужны убедительные ответы политиков и компаний на основные вызовы», считает экономист-исследователь KfW Клаус Боргер. Решающее значение будет иметь то, как следующее правительство Германии станет действовать в отношении ограничений на государственные заимствования и дефициты, известные как долговой тормоз. Строгие правила, давно поддерживаемые консервативными политиками, могут быть пересмотрены, чтобы обеспечить большую гибкость при финансировании инвестиций в такие сферы, как инфраструктура, энергетика и оборона.