Опасения новой рецессии в крупнейшей экономике Европы не оправдались. По данным Федерального статистического управления Германии (Destatis), в третьем квартале ВВП страны подрос на 0,2% после падения на 0,3% в апреле–июне.
«Это пока еще далеко от того, что нам нужно, но, по крайней мере, это луч надежды», — порадовался министр экономики Германии Роберт Хабек.
Положительной динамикой экономика обязана в основном увеличению расходов государства и домохозяйств. Рост в Германии способствовал росту экономики еврозоны в целом, которая в третьем квартале увеличилась на 0,4%, что вдвое превышает прогнозируемый экономистами показатель в 0,2%.
Экономика Германии в прошлом году сократилась впервые с начала пандемии Covid-19. Перспективы не намного радужнее: Международный валютный фонд прогнозирует нулевой экономический рост в этом году, что является самым слабым показателем среди крупнейших экономик.
Слабое звено
Проблемы немецкой экономики во многом связаны с кризисом в Volkswagen, который может впервые за свою 87-летнюю историю закрыть заводы у себя на родине и сократить тысячи рабочих мест.
В среду компания сообщила, что ее операционная прибыль за девять месяцев до конца сентября упала на 21% по сравнению с предыдущим годом, до 12,9 миллиарда евро, что обусловлено низкими показателями флагманского бренда и затратами на реструктуризацию. Продажи автомобилей упали на 4% из-за особенно слабого спроса в Китае.
Результаты «демонстрируют настоятельную необходимость принятия мер в нестабильной среде, характеризующейся острой конкуренцией», заявил финансовый директор Арно Антлиц в ходе телефонной беседы с аналитиками и журналистами, предупредив о «болезненных» решениях. По его словам, концерн не забыл, как создавать отличные автомобили, но затраты на этот процесс в Германии «далеки от конкурентных».
Низкие доходы Volkswagen указывают на ухудшение условий в частном секторе Германии. Согласно опросу, опубликованному на прошлой неделе S&P Global и Гамбургским коммерческим банком, в этом месяце в обрабатывающей промышленности и сфере услуг было зафиксировано самое резкое сокращение занятости почти за четыре с половиной года. Доверие бизнеса и потребителей также находится на низком уровне.
«Эта депрессия, этот невероятный пессимизм, возможно, являются самым серьезным препятствием в краткосрочной перспективе», — сказал CNN президент Немецкого института экономических исследований в Берлине Марсель Фратцхер.
Автопром как лакмусовая бумажка
Volkswagen воплощает в себе общий негатив, охвативший Германию. Проблемы автопроизводителя отразятся на всей автомобильной промышленности, которая является крупнейшим сектором экономики страны с долей в 5% ВВП, где занято почти 800 тысяч человек (из них около 37% работают в Volkswagen). Но кризис шире, он касается страны в целом как места для ведения бизнеса, заявляют в автомобильной ассоциации Германии VDA.
Как и Volkswagen, Германия сталкивается с высокими затратами на рабочую силу, низкой производительностью и конкуренцией со стороны Китая. Германия больше не может полагаться на высокий спрос на свои экспортные товары во второй по величине экономике мира, которая все активнее сама производит многое из того, что раньше импортировала из Европы.
Еще один год стагнации
Согласно недавнему исследованию, проведенному по заказу Федерации немецкой промышленности (BDI), пятая часть промышленного производства Германии в период до 2030 года находится под угрозой, главным образом из-за высоких цен на энергоносители и сокращения рынков сбыта немецких товаров.
«Лидерство, которого страна добивалась десятилетиями, теряет свою значимость, и немецкая экспортная модель все больше испытывает давление из-за растущей геополитической напряженности, глобального протекционизма и слабого географического положения», — говорится в докладе, подготовленном Немецким экономическим институтом (IW) и Бостонским университетом.
Это указывает на традиционные экономические недостатки Германии, такие как высокие налоги и повышенные затраты на рабочую силу и энергоносители, а также на угрозу, которую старение населения представляет для традиционно высокого предложения квалифицированных работников.
В исследовании делается вывод о том, что экономика Германии нуждается в «крупнейших преобразованиях со времен послевоенного периода», что требует дополнительных инвестиций во все сферы, от инфраструктуры и инноваций до образования и «зеленых» технологий, в размере около 1,4 триллиона евро к 2030 году.
Но перестройка экономики такого масштаба выглядит маловероятной, учитывая жесткие ограничения на государственные заимствования, так называемый «долговой тормоз», закрепленный в конституции Германии. Раздробленная трехсторонняя правящая коалиция также препятствовала выработке политики в течение нескольких месяцев и лишила правительство четкого видения развития страны.
В то время как снижение инфляции может способствовать росту потребления в следующем году, улучшение экономического положения может наступить только в 2026 году, когда будет сформировано новое правительство после всеобщих выборов, которые ожидаются в сентябре следующего года, считает руководитель отдела макроэкономики голландского банка ING Карстен Бжески.
«В моем базовом сценарии у нас будет еще один год более или менее стагнирующей экономики», — подытожил он.