Кино

Лучшие моменты Квентина

24 1971

Вчера свой день рождения отметил Квентин Тарантино. И пусть это и не круглая дата – до 50-ти ему тянуть еще год, - Ридус решил вспомнить самые яркие моменты из фильмов мэтра, за которые мы все так сильно его и любим. Тем более что есть и другая дата: 20-летие «Бешеных псов», фильма, с которого всё началось.

 

1. Мистер Блондин в исполнении Майкла Мэдсена, грациозно пританцовывая под песню «Stuck in the Middle with You» группы Stealers Wheel, отрезает ухо связанному полицейскому.

Это сегодня кажется, что здесь нет «ничего такого». А в 1992 году именно благодаря этой хладнокровно снятой сцене «Бешеные псы» и заработали свою скандальную репутацию. После нее с показов выбегали не только излишне нервные зрители, но и профессионалы, повидавшие в кино всякого – но не такого. Причем многих больше всего пугало то, как откровенно режиссер наслаждается творящейся на экране жестокостью. Тарантино сразу был окрещен «поэтом насилия» - и радостно пообещал продолжать в том же духе.

  

2. Гангстер Винсент Вега и жена мафиози Мия Уоллес принимают участие в конкурсе на лучшее исполнение твиста под песню Чака Берри «You Never Can Tell».

Придумывая танец для самого знаменитого эпизода «Криминального чтива» (1994), Тарантино, как ни странно, держал в голове «Котов-аристократов». И показывая, как должна танцевать Ума Турман, воспроизводил движения Герцогини, главной героини этого старого диснеевского мультфильма. А Джона Траволту, слегка подзабытого к тому моменту кумира эпохи диско, учить танцевать было, разумеется, не надо. Кстати, не все знают, что на самом деле герои не выиграли приз, с которым вернулись домой, а украли. Если прислушаться, об этом сообщается по радио в одной из последующих сцен. В России в девяностые годы, в эпоху тотального распространения VHS, стало очень модно на танцах и вечеринках пытаться изобразить этот танец. В 99 случаях из 100 такие потуги не имели никакого отношения к твисту, но девичий жест двумя пальчиками вдоль глаз был частью обязательной программы.

 

3. Капитан Кунц рассказывает маленькому Бутчу историю фамильных часов, принадлежавших его предкам.

Но этими золотыми часами, украсившими «Криминальное чтиво», Тарантино переплюнул былое достижение и навсегда закрепил подобные – длинные и нетривиальные – монологи в рамках своего фирменного стиля. Кристофер Уокен блистательно справился с поставленной перед ним задачей. И не только исполнил все три части этой истории в различной манере, но и сумел не улыбнуться в финале, когда рассказывал юному слушателю, где именно находилась семейная реликвия на протяжении последних семи лет.

 

4. Мистер Вульф, – человек, решающий проблемы, - объясняет своим незадачливым коллегам, как избавиться от трупа.

Харви Кайтел (которого у нас все время обзывают именем фашистского фельдмаршала Кейтеля) великолепен во всех своих фильмах, но в «Криминальном чтиве» он просто неотразим. Подтянутый, элегантный, подчеркнуто вежливый, он прекрасно знает всю последовательность действий по устранению любой неприятности. Всего-то и надо – показать двум гангстерам-сосункам, где именно оттирать кусочки мозгов, а хозяина дома, перед которым почему-то не висит знак «Склад дохлых ниггеров», щедро отблагодарить за оказанную поддержку.  

 

5. Джеки Браун покупает себе новый костюм – и одновременно присваивает себе крупный куш, да так, что пасущие ее копы и бандиты ровным счетом ничего не замечают.

Тарантино не собирался потакать многочисленной армии своих поклонников – и намеренно снял «Джеки Браун» (1997) совсем не так, как первые две картины. Медленное, тягучее повествование изнуряет неподготовленного зрителя – но кульминационный эпизод стряхивает любую сонливость. Обыгрывая классический прием «Расёмона», режиссер повторяет ключевую сцену трижды – с трех разных точек зрения, от лица персонажей Пэм Гриер, Роберта Форстера и Роберта Де Ниро. И проделывает это так виртуозно, что фильм тут же хочется начать смотреть заново.

 

6. Юные годы О-Рен Ишии, в двадцать лет ставшей лучшей киллершей в мире; аниме.

«Убить Билла. Фильм 1» (2003) – сам по себе сплошной «яркий момент», от первой секунды до последней. Но когда сверхдинамичное повествование внезапно меняет стилистику и игровое кино вдруг становится анимационным – это, конечно, производит особое впечатление. Не секрет, что в своих работах Тарантино обильно использует цитаты из самых разнообразных лент – и потому его решение ввести в «азиатскую» картину аниме выглядело совершенно логично. Впитывающий жанры, как губка, режиссер сделал образцовый «взрослый» мультфильм – такой же крутой и беспощадный, как и всё остальное действие. Говорят, в японской прокатной версии этот кусок еще круче и беспощаднее – потому что длиннее.

 

7. Разборка в «Доме голубых листьев»: Невеста против Гого Юбари и клана «88 бешеных».

Тарантино прекрасно понимал: нет смысла затевать боевик, если ты не собираешься оказаться самым лучшим. Итог восьми недель изнурительных съемок и разлившейся в количестве 1700 литров бутафорской крови - самая грандиозная битва в жанре «один против всех» в истории мирового кинематографа. Изобретательность, которой можно позавидовать, виртуозный монтаж и музыкальное сопровождение – всё это компоненты самого незабываемого эпизода, подаренного нам Умой Турман и Квентином Тарантино.

 

8. Черная мамба / Беатрикс Киддо вырывает глаз у Калифорнийской горной змеи / Элль Драйвер.

«Убить Билла. Фильм 2» (2004) оказался совсем непохожим на первую часть. Тарантино мастерски «поменял регистр» – и боевик неожиданно превратился в мелодраму. Но центральный мотив мести все равно остался. И хотя за два часа действия героиня Умы Турман убивает только одного человека (разительный контраст по сравнению с бойней в 1-м фильме), финал ее поединка с Дэрил Ханной производит воистину шокирующее впечатление. Раздавленный глаз – достойная пара отрезанному уху!

 

9. Девушка-каскадер Зои Белл решает прокатиться на капоте «Доджа Челленджера» 1970 года; каскадер Майк (Курт Рассел) случайно проезжал мимо.

«Доказательство смерти» (2007) – самый недооцененный фильм мастера. И можно понять, почему: многословные фирменные монологи здесь не такие «фирменные», к тому же они не соседствуют с эффектными эпизодами, а практически полностью их замещают. Но терпеливый зритель, дождавшийся сцены погони, будет щедро вознагражден: главное зрелище режиссер просто приберег к финалу! Машина с тремя красавицами сперва пытается ускользнуть от назойливого преследования, но небольшой поворот – и вот уже девушки догоняют удирающего от них серийного убийцу! И дух можно будет перевести только после последнего удара.

 

10. На парижскую премьеру фильма «Гордость нации» прибывают фюрер и Альдо Рейн со своей командой.

«Бесславные ублюдки» (2009) – такой же шедевр Тарантино, как и та свастика, которую персонаж Брэда Питта вырезает на лбах попавшихся ему в руки нацистов. Прекрасный кульминационный эпизод связывает воедино все растянувшиеся по картине ниточки – и символично, конечно, что режиссер-синефил заканчивает Вторую мировую войну не где-нибудь, а именно в кинотеатре. И делает это руками Элая Рота – который не только сыграл здесь Жида-Медведя, но и поставил тот самый фильм, посмотреть который собралась вся верхушка Третьего рейха (в полном объеме он имеется на коллекционных изданиях в разделе дополнительных материалов). Браво, Квенитин! С днем рождения!