Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства обеспечить полную энергетическую независимость страны.
Хотя слово «Россия» им произнесено не было, оно подразумевается, так как Белоруссия ни от кого больше энергетически не зависит.
Добиться поставленной задачи Минску помогает, как ни странно, сама Россия: Росатом строит в Островцах АЭС, которая начнет работать в 2019 году.
Но это касается только электроэнергии, в то время как 85% углеводородов — 24 млн тонн в год — Белоруссия завозит из России (своих месторождений практически нет).
Задачи, которые озвучил Лукашенко, будет крайне трудно выполнить, считает политолог Дмитрий Болкунец.
Основная проблема для белорусской энергетики — это не электричество, им страна себя способна самообеспечить, и даже не нефть, которую Белоруссия еще и реэкспортирует. Проблема — это газ, потому что практически 100% белорусских домохозяйств, даже в отдаленных деревнях, газифицированы, — сказал он «Ридусу».При этом все 100% от этих 100% поступают в страну из России. Островецкая АЭС после ввода в строй позволит сократить потребление газа на 15—20%, что, с одной стороны, не является каким-то кардинальным импортозамещением.
С другой стороны, избавляясь от газовой зависимости, Белоруссия тут же привязывается к зависимости атомной, подчеркивает Болкунец.
Островецкая АЭС — это российский проект, поэтому ядерное топливо для нее Белоруссия вновь будет вынуждена привозить из России. То есть поменяется только содержание энергетической зависимости, сама же привязка белорусской энергетики к российским поставкам никуда не исчезает, — говорит он.Получается, что, имея надежный источник традиционной энергии, Минск от добра ищет добра?
Минску приходится на аптекарских весах взвешивать, где получается сэкономить больше: оплачивая российский газ в нынешних объемах или оплачивая сырье для АЭС при снижении объемов газового импорта, говорит политолог.
Еще одним вариантом ухода Белоруссии от российских энергопоставок может быть использование альтернативных (возобновляемых) источников энергии — в первую очередь ветряной и солнечной. Но создание таких энергогенераторов с нуля — проект очень затратный.
Соседняя с Белоруссией Литва отказалась от дешевого российского газа и стала закупать втридорога сжиженный природный газ из США. Зато в Вильнюсе очень горды тем, что стали „энергонезависимыми“. Есть надежда, что в Минске все-таки не станут повторять подобную глупость: переплачивать за энергоресурсы во имя „независимости“ от России, — считает Болкунец.Ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин ранее говорил «Ридусу», что в Минске и Москве в равной мере прекрасно понимают соотношение сил и весовых категорий, поэтому все такие выплески эмоций в ста случаях их ста разрешаются в рабочем порядке и, более того, ведут к периоду особо тесных отношений.
Москва накануне дала понять, что намерена отказаться от сырьевых моделей взаиморасчетов с Минском, заменив их межбюджетным трансфертом.