«Любой ценой» (Hell or High Water)
США, реж. Дэвид Маккензи, в ролях: Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер, Джил Бирмингем, Марин Айрлэнд.
После смерти матери два брата принимаются грабить техасские банки: по паре за одно утро. Берут только мелочёвку, что, по мнению расследующего дело рейнджера Гамильтона, говорит о продуманном плане. Иллюзий никто не строит: все изначально предполагают, что ничем хорошим всё это не кончится. «То время, когда можно было ограбить банк и жить на эти деньги припеваючи, давным-давно прошло», — качает головой случайный свидетель преступления.
Трейлер фильма «Любой ценой»
Но «Любой ценой» — выше, чем просто фильм об ограблениях. На это со всей определённостью намекает уже самый первый кадр, когда мы видим на стене банка суровую надпись: «На три операции в Ираке деньги есть. А спасти нас от банкротства — нет». Уже упомянутый пожилой ковбой, видевший, как грабили его банк, скорее сопереживает пошедшим на дело парням, считая даже, что приятно провёл время: ведь сколько лет этот банк грабил его самого.
Банкиров никто не любит, от них ничего хорошего не жди; ироничное словечко там, тяжкий вздох здесь — и фильм из «боевика» (каким он мог бы показаться по беглому описанию) превращается в горькую (и не единственную этим летом) драму о тяжелейшем финансовом кризисе в эпоху внешнего социального благополучия. «Все эти города — полудохлые», — отмечают герои места своего путешествия, удивляясь, как тут вообще люди живут, как свою долю тянут.
Старший брат (его играет Бен Фостер) на этот счёт, кажется, особо не парится: он успел отсидеть за убийство отца и от грабежа получает особого рода удовольствие. Персонаж Криса Пайна — иного сорта: пусть он и не Робин Гуд, но нам становится ясно, что и на его стороне имеется правда. «Бедность — как зараза», — поясняет он свои мотивы; она как болезнь, которая передаётся по наследству — и от которой необходимо любой ценой всенепременно избавиться, иначе она перехлестнётся и на следующие поколения. Этот брат ведёт борьбу не за деньги, а за существование — не то что не видя, а просто не имея иного способа, кроме преступного.
Ролик о создании фильма «Любой ценой»
Хотя музыка Ника Кейва сразу настраивает зрителя на трагический лад, фильм Дэвида Маккензи по сценарию Тейлора Шеридана (лихо дебютировавшего год назад «Убийцей») полон динамики и даже шуток. Он насыщен редкими для жанра деталями (грабители, например, не бросают, а буквальным образом закапывают свои «использованные» машины) и множеством колоритных, острых на язык персонажей.
Главный из которых — Маркус Гамильтон, герой Джеффа Бриджеса, коротающий деньки в ожидании скорой отставки и в беспрестанном подкалывании своего невозмутимого напарника. Благодаря этой картине в послужном списке замечательного актёра появилась ещё одна «золотая роль», которой можно, безусловно, гордиться.
В поисках новых тем российский кинематограф беспрестанно оглядывается на Большой Голливуд, хотя зрительский опыт то и дело подсказывает, что подлинная смычка их сюжетов с нашей действительностью лежит в области кино независимого, малобюджетного. Легко прочесть «Любой ценой» как жёсткую критику американской экономики, но ещё легче — перенести этот рассказ на наши собственные реалии. И вот это вот узнавание — ещё один фактор, что не оставит вас равнодушным во время сеанса.
Ролик о фильме «Любой ценой»