Российская писательница Людмила Улицкая прокомментировала обвинения в плагиате, выдвинутые против нее 14 марта в Сети другим литератором — Натальей Рапопорт. Об этом стало известно ridus.ru.
Писатель и микробиолог Рапопорт утверждала, что более известная коллега присвоила себе авторство материалов, подготовленных ей для киносценария, и выпустила их под своим именем в «Редакции Елены Шубиной» без каких-либо ссылок на нее.
Для меня ее больше не существует, — заявила ridus.ru Улицкая.От более подробных комментариев к истории о возможном плагиате писательница отказалась.
Ранее Рапопорт утверждала, что «доверчиво вступила «в творческий контакт» с Людмилой Улицкой в 1987 году по рекомендации литератора-диссидента Юлия Даниэля. В то время она работала над киносценарием по запискам своего отца — патологоанатома Якова Рапопорта о борьбе медиков и НКВД со вспышкой легочной чумы в Москве в 1939 году, но нуждалась в помощи более опытного писателя.
По словам Натальи Рапопорт, Даниэль предложил ей поработать с Улицкой, посещавшей семинар сценаристов. Поначалу совместная работа шла нормально, но Наталье пришлось прерваться на два месяца — ее направили в научную командировку за рубеж. А по возвращении она узнала, что соавтор предложила сценарий кинематографистам без нее.
Оказалось, что сценарий уже в работе с режиссёром Андреем Разумовским, но в авторах сценария нет моей фамилии. Это был мой первый в жизни сердечный приступ и первое предательство человека, которого я числила в друзьях. Улицкая предложила мне две тысячи рублей «отступного» — довольно большие деньги по тем временам — чтобы «выкупить» сценарий. Я сочла это оскорбительным не только для меня, но и для папы, — сообщила писательница на своей личной странице в Facebook.После того, как Рапопорт сообщила об этой истории Разумовскому и председателю Союза кинематографистов СССР Элему Климову, сценарий был снят с производства. Но по словам писательницы, Улицкая решила вновь опубликовать ее текст под своим именем.
Недавно Улицкая опубликовала этот сценарий — опять без моей фамилии как соавтора — на аудиодиске и в своей книге, в издательстве Елены Шубиной. В обеих публикациях ошибочно указана начальная дата создания сценария -1978-й год. На самом деле я познакомилась с Улицкой, поделилась с ней своей повестью и сотрудничала с ней в 1987-м году. Она, кстати, в своих многочисленных интервью не отрицает, что «узнала эту историю от дочери патологоанатома, принимавшего участие в тех событиях», но вся остальная история создания сценария в её изложении — сплошной вымысел, — добавила Наталья Рапопорт.В социальных сетях начались горячие споры об авторстве «чумного» сценария. Многие пользователи встали на сторону Улицкой, считая, что Рапопорт должна быть ей благодарна за помощь или что писательница просто запуталась в фактах и датах.
«Жаль, что фильм так и не сняли, это было важнее личных амбиций и обид. Вы сами обратились за помощью к сценаристу».
Но и у Натальи Рапопорт нашлось немало сторонников — среди них такие известные лица, как поэт Игорь Иртеньев, поэтесса и журналистка Алла Боссарт.
Если бы я не знала Наталья Яковлевну настолько хорошо, я не стала бы ввязываться в это дело. Но у меня нет сомнений, что все, рассказанное ею, правда. Тем более, что она владеет совершенно неопровержимыми доказательствами своей честности. Хочу, чтобы прежде, чем спускать на Наталью Рапопорт (как мы любим и умеем) хорошо натренированных собак за покушение на доброе имя совести нации, вы попытались бы разобраться, что к чему, — заявила Боссарт.Недавно героиней плагиаторского скандала стала певица Земфира. Обложку последнего альбома звезды русского рока «Бордерлайн», вышедшего в цифровом формате 26 февраля, назвали срисованной с обложки сингла музыканта из Нью-Йорка Лео Луганского Brdrline, вышедшего в 2019 году.