Каталонский кризис достиг апогея. 27 октября парламент Каталонии после паузы почти в месяц проголосовал за независимость и объявил Каталонию республикой. Депутаты парламента, среди которых были участники коалиции «Вместе за да» и Кандидатуры народного единства, приняли резолюцию о независимости тайным голосованием. 70 депутатов проголосовали за независимость, 10 – против. Всего в парламенте 135 мест. Депутаты Социалистической партии Каталонии и партии «Граждане» отсутствовали в знак протеста, оставив на своих местах флаги единой Испании.
Статья №155
После референдума 1 октября диалога между Барселоной с официальным Мадридом не вышло. Глава Женералитата Каталонии Карлес Пучдемон 12 октября выслал по требованию премьер-министра Испании Мариано Рахоя письмо, где должен был быть указан ответ, провозглашена ли независимость Каталонии или нет. Однако однозначного ответа на этот вопрос в документе не содержалось. Очевидно, что глава Женералитата пытался выиграть время для проведения дополнительных переговоров и поиска союзников, однако Мадрид расценил содержание письма как «отрицательный ответ», и решил впервые в испанской истории применить статью Конституции 155, ограничивающую автономию Каталонии.
Применение этой статьи поддержали Социалистическая партия Испании, а также правая партия «Граждане», четко дав понять, что никакой диалог в таких условиях невозможен, если не считать таковым призыв Мариано Рахоя созвать в Каталонии внеочередные региональные выборы как последнюю попытку отыграть назад ситуацию.
Использование 155-й статьи Конституции – мера вынужденная и крайняя, и никто точно не может предсказать, как после этого будет развиваться ситуация, ведь эта статья не дает четких инструкций, как действовать в сложившейся обстановке.
Пучдемон, рискуя своей репутацией и вызвав сильное недовольство сторонников независимой Каталонии, попытался избежать любого ограничения автономии Каталонии со стороны испанского правительства. Он внял требованию Мадрида и принял непростое решение о созыве досрочных выборов в Каталонии, которые должны были состояться 20 декабря 2017,
Европа крови не любит
Однако несмотря на решение Пучдемона в пятницу официальный Мадрид все же одобрил применение 155-й статьи. В числе первоочередных мер - приостановка полномочий и отстранение правительства Каталонии от власти в полном составе. «Другой альтернативы нет», - сообщил Мариано Рахой. Ответом на это и стало провозглашение независимой Каталонии.
Пока оно выглядит иррационально и где-то легкомысленно, без оглядки на последствия. Рахой в своем Твиттере призвал испанцев к спокойствию.
«Государство восстановит законность в Каталонии», написал он.На внеочередном совете министров, который состоится в ближайшие часы, будет согласована дальнейшая стратегия действий официального Мадрида по отношению к мятежной автономии. Очевидно, что решение о независимости может только усугубить жесткость мер, ведь 155 статья не исключает введение на территорию автономии войск, если того требует соблюдение законности, хотя в ЕС и попросили официальный Мадрид «не применять силу».
Испания останется единой
Глава ЕС Дональд Туск написал в своем «Твиттере», что «Испания остается единственным собеседником ЕС» после провозглашения Каталонией независимости и «ничего не меняется». Госдеп США также выпустил официальное письмо, где подчеркивается, что США считают Каталонию частью Испании. Пока что официальный Мадрид остается в большинстве, а Пучдемон по-прежнему находится в весьма уязвимой позиции «сепаратиста», угрожающего единой Испании.
В любом случае, и провозглашение независимости Каталонией, и попытка Мадрида сохранить конституционный порядок и территориальную целостность Испании провоцируют дальнейшую политическую неопределенность, которая уже больно бьет по экономике Каталонии: забастовки и беспорядки приносят убытки, из автономии срочно переносят свой бизнес крупные предприятия и банки. Кроме того, в ближайшее время туристические потоки в Каталонию могут снизиться, а продукты, произведенные в автономии, уже призывают бойкотировать сами испанцы, что приведет к дальнейшему падению доходов.
В свое время испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет сказал, что «каталонская проблема – это проблема, которую нельзя решить, ее можно только терпеть». Как считал Ортега-и-Гассет, это проблема вечная: «Так всегда было и будет, пока существует Европа». Нельзя с ним не согласиться.
Автор — кандидат политических наук, эксперт Центра изучения кризисного общества. Специально для «Ридуса».