Хлопок в шоколаде
Милоу осторожно передвинулся вокруг ствола, чтобы видеть лицо Йоссариана, и, сорвав папиросную бумагу с какого-то коричневого мягкого шарика, вручил его Йоссариану.
- Пожалуйста, попробуй и скажи свое мнение. Я хочу подавать это на сладкое к обеду.
- А что это? - спросил Йоссариан и отгрыз большой кусок.
- Пирожное "Хлопок в шоколаде".
Йоссариан поперхнулся и выплюнул кусок прямо в физиономию Милоу.
- На, возьми! - заорал он раздраженно. - Бог мой, да ты что,
спятил? Хоть бы от семян очистил свой хлопок!
- А ты хорошо распробовал? - вопрошал Милоу. - Не может быть,
чтобы пирожное никуда не годилось! В самом деле оно никуда не годится?
- Не годится - это не то слово.
- Но я должен добиться, чтобы в офицерских столовых ели мои
пирожные.
- Его невозможно проглотить.
- Если надо, проглотят, - жестко изрек Милоу и, отпустив ветку,
погрозил пальцем, отчего чуть не свернул себе шею.
Ж. Хеллер, «Уловка-22»
Однажды одному весьма известному и могущественному олигарху, питающему слабость к легким металлам, подкинули идею заняться магниевым производством. То ли потому, что магний тоже легкий металл, к тому же нашедший применение в аэрокосмической промышленности в сплавах с любимым олигархом алюминием, то ли по каким-то другим причинам идея человеку понравилась и он купил большой магниевый завод. Где-то под Волгоградом, недалеко от месторождения бишофита, магнийсодержащего минерала, из которого получают этот металл. Проблем с получением лицензии на добычу сырья не возникло, потому что олигарх могущественный. А сырье это представляет собой соли, оставшиеся после высыхания древнего подземного моря; добывают его следующим образом - закачивают в шахту воду, ждут, когда в ней растворятся соли, и потом выкачивают рассол, содержащий различные соединения, но в основном бишофит, из которого и получают магний, это если кому интересно. В общем, выкопали олигарху эксклюзивную шахту к подземному морю, и стали качать бишофитный рассол, делая из него магний и всякие полезные его соединения.
Но когда сделали, обнаружился досадный факт – магний и его производные, оказывается, востребованы на рынке не в тех масштабах, какие хотелось бы. Алюминий рынку нужен, в огромных количествах, а магний, оказывается, не очень, хотя тоже легкий металл. Куда идет магний? Аптеки берут его соли, но немного. Магний используется в авиационной и космической промышленности, для создания легких сплавов, но в небольших объемах. Сколько-то нужно магния для химической промышленности. Сколько-то для магний-содержащих аккумуляторов. Есть потребность в магниевых солях в сельском хозяйстве, но опять же, скромная. То есть, магний в народном хозяйстве он как витамин для человека – необходимость в нем есть, но много его не надо.
Только олигарх не мелкий лавочник, ему не нужен маленький магниевый заводик, делающий небольшие партии дешевых магнийсодержащих лекарств и пакетики с магниевой стружкой в качестве реактива для учебных лабораторий на потеху юным химикам. Ему требуется магниевый заводище, промышленный гигант с многомиллиардной прибылью. А еще российские олигархи натуры широкие и романтичные, им чужд рутинный немецкий подход к бизнесу – основательно подумал, много поработал, сделал хорошую вещь, недорого продал, несколько процентов прибыли получил, дальше в дело ее вложил. Их поэтическая душа сохранила верность романтике 90-х – как можно меньше вложил, ничего не сделал, как можно дороже продал, снял хорошие бабки, и в Куршавель. Но, увы, магний в больших количествах оказался не востребован на рынке, и оказалось, что не светит тут никакой многомиллиардной прибыли, ни валютной, ни рублевой. Да и вообще никакой прибыли, одни убытки, из-за пересыщенности рынка. «Синяки и шишки вместо пирогов и пышек». Можно представить себе горечь и разочарование олигарха.
К счастью, выход из этой печальной ситуации вскоре нашелся. Выяснилось, что хлорид магния, он же бишофит, имеет способность плавить лед. Правда, не так хорошо, как традиционные противогололедные реагенты, но это не важно. Наверняка у олигарха существенно повысилось настроение, когда ему сообщили о масштабе российского рынка противогололедных реагентов, который измеряется теми самыми миллиардами, на которые он рассчитывал, покупая магниевый завод. И, наконец, очень приятной неожиданностью оказалось, что можно в качестве противогололедных использовать жидкие реагенты, а это значит, не надо тратить деньги на выделение бишофита из рассола, достаточно лишь немного упарить его до требуемой концентрации и можно разливать по бочкам – та самая романтика 90-х, когда с минимумом вложений и усилий получаешь максимум прибыли. Все, применение магния найдено, дальше уже дело знакомой нашим крупным бизнесменам техники – договориться с руководством территориальных департаментов ЖКХ, устранить конкурентов, «выиграть» тендеры, хапнуть куш и все, можно в Куршавель. Конкуренты в данном случае проблема небольшая, поскольку олигарх очень влиятельный, гораздо более хлопотным делом является работа с чиновниками, их необходимо убедить закупать только его бишофит и отказаться от других реагентов. Но этот вопрос решаемый.
Однако неожиданно король легких металлов столкнулся с еще одной трудностью – сопротивлением общественности. Сующие где не нужно нос экологи и всякие прочие гражданские активисты пронюхали, что бишофит собираются внедрить в качестве противогололедного реагента в городах и тут же выяснили, что он обладает массой отрицательных качеств. Что коррозионная активность у него очень высокая, машины от него ржавеют в разы быстрее, чем от других реагентов. Что бетон он разъедает. И что с вязкостью у него проблемы, из-за чего дороги, обработанные бишофитом, обладают повышенной скользкостью, что зимой очень некстати. И что на биосферу бишофит оказывает губительное воздействие. Большие его количества в почве приводят к гибели деревьев, кустарников, хиреет микрофлора и фауна, из всех используемых в качестве противогололедных реагентов бишофит приносит окружающей среде наибольший вред. А реагент олигарха вдобавок еще и не очищен, содержит кучу потенциально опасных примесей. Однако при этом лед он плавит хуже, чем многие давно используемые на практике противогололедные средства.
Все это не понравилось неугомонным общественникам и они восстали против бишофита. Дескать, не хотим жить в пустыне без растительности, не нравится нам топить машины в соленом море, не желаем, чтобы наши домашние животные контактировали на улице с опасным реагентом, ну и все в таком духе. В скором времени на антибишофитное движение обратили внимание жаждущие популярности депутаты, и тут же сообразили к этому движению помазаться. Вслед за депутатами стали подтягиваться падкие на дешевые сенсации журналисты и теле-радио ведущие. Стали писать свои пасквильные статейки, стряпать разоблачающие передачки, наподобие этой:
http://youtu.be/vazXzOfTlZg
http://www.silver.ru/air/programmes/praiym-taiym/inte..
К сожалению, в результате, некоторого успеха это движение добилось. В прошлом году, во многом благодаря возмущению общественности, не удалось протащить разрешение на использование бишофита в Москве, а ведь это ух какой жирный кусок рынка. Столько миллиардов прибыли упущено из-за каких-то экологических активистов, поставивших на уши общественность, с которой нынче после печальных событий на Болотной площади принято считаться!
Но не таков он, всемогущий король легких металлов, чтобы отступать из-за кучки жалких экологов, этого случайного недоразумения, неожиданно возникшего на его пути. Надеюсь, в конце концов он сможет договориться и с московским департаментом ЖКХ, и с питерским, и со многими другими, сможет убедить чиновников не опасаться возмущений общественности и смело, не боясь никаких экологов, идти на взаимовыгодные контракты. И мы таки будем скользить на бишофитных дорогах. Если, конечно, более могущественный олигарх не купит заводы, производящие отличные от бишофита противогололедные реагенты.
-----
- Я не могу смотреть на это! - вскричал он с душевной болью и отвернулся. - Я не могу сидеть здесь и смотреть на все это, в то время как столовые позволяют разоряться моему синдикату! - Он заскрипел зубами и затряс головой от невыразимой скорби и обиды. - Будь я на их месте, я развел бы костер и сжег нижнее белье и летнюю форму, лишь бы увеличить спрос на хлопок. Но они не хотят делать ничего. Йоссариан, попытайся проглотить остаток шоколадно-хлопкового пирожного – ради меня. Может быть, оно все-таки тебе понравится...
Йоссариан оттолкнул его руку:
- Отстань, Милоу. Хлопок не едят. Милоу хитро сощурился.
- Это ведь не просто хлопок, - уговаривал он Йоссариана. - Это
хлопковые пирожные, восхитительные хлопковые пирожные. Попробуй и увидишь.
- Восхитительные? Ну уж не ври.
- Я никогда не лгу, - возразил Милоу с горделивым достоинством.
- А сейчас врешь.
- Я лгу только в случае необходимости, - объяснил Милоу, на мгновенье опустив глаза, но тут же победоносно вскинул ресницы. – Эти штуки лучше, чем обыкновенные пирожные, ей-богу, лучше. Они же начинены настоящим хлопком. Йоссариан, ты должен заставить всех есть эти пирожные. Не забывай, что египетский хлопок - лучший в мире.
- Но он несъедобен! - воскликнул Йоссариан. - У меня от него будут колики в желудке, понимаешь? Почему ты не испробуешь его на себе, если мне не веришь?
- Я пытался, - признался Милоу мрачно.- У меня от него несварение желудка.
Евгений Пашков
http://radical-eco.livejournal.com/5408.html