Образование Советы

Май инглиш вери бэд: почему языковые курсы в большинстве ничему не научат

0 16374

Интернет пестрит рекламой различных курсов по изучению иностранного, преимущественно английского, языка. Различные школы убедительно рекламируют известные люди на своих страницах в социальных сетях. Все это приносит колоссальный поток клиентов. Тем более что те, кто учился в советской школе, как правило, имеют определенный комплекс по этому поводу и стремятся во что бы то ни стало заговорить на иностранном языке. Однако большинство из тех, кто исправно посещает курсы, учит грамматику, никогда не овладеют иностранным языком. Почему? «Ридус» разбирался в этом вопросе.

Полтора года топтания на месте

Москвичка Анастасия Лашкевич полтора года занимается в одной из крупных языковых школ — девушка учит английский язык. У нее два урока в неделю по полтора часа и разнообразные домашние задания. Казалось бы, за это время девушка должна уметь свободно объясняться, писать деловые письма, смотреть фильмы на языке оригинала, читать книги. Но нет, этого всего она не умеет.

Обучение Обучение. © Pexels.com

— Думаю, что, например, в аэропорту я смогу объясниться, а вот с носителем языка не смогу разговаривать. Большие сложные тексты тоже пока читать не могу, максимум — небольшие детские сказки. Я понимаю, что за полтора года можно было добиться больших успехов, но, видимо, у меня нет способностей к языкам, — говорит Анастасия Лашкевич.

При этом девушка не «забивает» на задания преподавателей — она старательно выполняет все, что ей задают, но прогресса почти нет. Но девушку это не особенно парит: занятия продолжаются, за них платит фирма, в которой она работает.

Учить невыгодно

Бывший преподаватель английского одной из языковых школ Елизавета Федорцова (имя изменено по просьбе героини) уверенно заявляет: многим курсам невыгодно отпускать учеников, их цель — не научить, а заработать.

— Школам нужен постоянный поток тех, кто будет исправно платить. И они идут на все, чтобы люди как можно дольше не овладевали языком. Они затягивают процесс, строят его так, как было в советской школе: бесконечное изучение правил, причем таким образом, чтобы не было их понимания, механическое заучивание слов. Это все дает некий багаж, но не учит пользоваться языком. Какой смысл в изучении тех же времен, если человек не знает, как, когда и почему это правило применять? Это как в теории разбирать устройство велосипеда, методики езды, но ни разу не сесть и не попытаться проехаться, набираясь опыта, — говорит преподаватель.

Обучение Обучение.© Pexels.com

Кстати, по поводу популярного мифа о способностях к изучению иностранного языка, которых якобы может и не быть, Елизавета Федорцова говорит, что освоить немецкий или английский при должной мотивации сможет любой. Другой вопрос, что кому-то будет проще, кому-то сложнее. Если бы человек на самом деле был неспособен это сделать, то он бы и на родном языке не говорил, не писал, не читал.

Собеседница «Ридуса» отмечает, что держать людей в вечных учениках школам помогают и сами слушатели.

— Они неверно ставят цели, то есть не могут четко ответить на вопрос, зачем учить язык. От этого зависит подход. То есть если человек хочет говорить, то на это и надо делать акцент в преподавании, если же речь идет, например, о деловой переписке, то оттачивается этот навык. А когда нет четкого понимания зачем, то и программа строится по принципу «обо всем и ни о чем», что и приводит к никакому результату, — констатирует преподаватель.

Она отмечает, что конкретному ученику в группе уделяется мало времени. Группа на курсе состоит, как правило, из четырех — десяти человек, иногда больше. Занятие длится 1,5-2 часа, за это время нужно успеть проверить пройденный материал, объяснить новую тему, попрактиковаться, выполнить ряд упражнений, ответить на вопросы, дать домашнее задание. Получается галопом по Европам. В такой ситуации сложно уделить время каждому, объяснить какие-то непонятные моменты, и коэффициент полезного действия в данном случае низок.

— Кроме того, у всех разный стартовый уровень знания языка. Понятно, что новички не занимаются с теми, кто может уверенно говорить и писать, но все равно в каждой группе будет слабейший, и на него ориентируется преподаватель. Соответственно, сильным ученикам просто будет скучно, и для них КПД от занятий также будет низок, — резюмировала Елизавета Федорцова.

Школьные травмы чудесные

Лингвист Евгений Самойлов отмечает, что курсы и языковые школы в основном используют шаблонный подход к ведению образовательного процесса, мало кто ориентируется на личные особенности учеников.

— Кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, кому-то важна визуальная составляющая, у некоторых прекрасно развито воображение и так далее. И чтобы добиться успеха, к каждому нужно найти свой ключик, тогда и будет успех. В моей практике была ученица, что называется, со школьной травмой — отвращением к английскому языку именно из-за формального, шаблонного преподавания. Она описывала уроки так: учительница читала правило из учебника, объяснить его даже не пыталась, далее шло механическое заучивание в духе „повторяйте за мной десять раз: I am“. Конечно, никаких знаний со школьной скамьи девушка не вынесла, — рассказал лингвист.

Он отмечает, что таких «травмированных» много. Большинство из них уверены, что у них ничего не получится, но они клюют на рекламу курсов, которые суть такая же школа и где у них так же ничего не получается, но под другим соусом.

— Возвращаясь к моему примеру. Мы с ученицей провели три вводных урока, чтобы было понятно, каким образом она воспринимает информацию, какие у нее сильные стороны, для чего ей нужен английский, и дело пошло! Мы с ней прозанимались год, и я ее спокойно отпустил в вольное плавание. Теперь девушка спокойно говорит по-английски, понимает носителей языка, и главное — они понимают ее. Она спокойно путешествует одна, у нее нет никакого барьера. Языковые школы под это не заточены. Конечно, их цена по сравнению с индивидуальным преподаванием демократична, но стоит ли овчинка выделки? — утверждает Евгений Самойлов.

Обучение Обучение. © Pexels.com

Самойлов говорит, что можно найти хорошие курсы иностранного языка, но это непросто. Однако вначале нужно определиться с целью. Немалая часть изучающих тот же английский делают это потому, что вроде как все занимаются — и я за компанию, а также потому, что «модно», «веяние времени» и прочее. По его словам, это не мотивация, а сиюминутная блажь, которая быстро пройдет и результата не принесет.

— Если вы хотите говорить, то ищите такие школы, где акцент делается именно на развитие этого навыка. Общаясь с преподавателями, не стесняйтесь задавать множество самых разных вопросов, даже если они кажутся вам глупыми. Например: «Я хочу поехать в путешествие в США и хочу иметь возможность там разговаривать свободно. Сколько мне нужно заниматься для этого?» Ответ «все индивидуально» — не ответ в любом случае. Грубо говоря, всегда есть определенные рамки, критерии. Например, за полгода регулярных, честных занятий вы должны уметь строить несложные фразы, поддержать простой диалог. Если этого не произошло за это время, то нужно провести анализ, найти причины и устранить их. Но в случае когда ученик не задается такими вопросами, не контролирует процесс, он так и будет топтаться на месте длительное время, как девушка, о которой вы рассказали. А преподаватель, в свою очередь, продолжит в том же духе: ученик к нему «привязан», оплата поступает регулярно, он свои проблемы решил, — рекомендует Самойлов.

Еще один важный нюанс — грамотное соотношение грамматики и языковой практики. Без знания правил человек, конечно, может разговаривать, но речь его будет похожа на то, как сейчас по-русски разговаривают выходцы из Средней Азии — о смысле сказанного вроде можно догадаться, но очень неграмотно.

Он отмечает одно важное условие освоение языка — постоянная практика. По его словам, важно в свою повседневную жизнь постепенно внедрять английский: что-то читать, слушать, например музыку, подкасты, пытаться что-то говорить коллегам, и неважно, понимают они или нет, — вы это делаете не для них, а для себя. А три основных кита любого успеха — дисциплина, ответственность, труд.