В минувший вторник в подмосковном Жуковском начал работу тринадцатый авиакосмический салон МАКС, справедливо считающийся одной из крупнейших мировых выставок авиационной и космической техники.
Открыл авиасалон президент России Владимир Путин. По словам главы государства, МАКС вышел на высокий уровень и является ожидаемым событием в России и мире.
Основной целью салона, по мнению президента, должно стать продвижение отечественной авиационной техники, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
Судя по первому дню выставки, озвученной цели МАКС-2017 действительно соответствует. По крайней мере, в той степени, в которой представленные на ней экспонаты соответствуют требованиям потребителей и заказчиков.
Если оставить в стороне шоу-составляющую, коммерческий дух можно считать главным ингредиентом атмосферы нынешнего авиасалона. Выставка практически полностью лишена новинок в широком понимании этого слова. Вместо этого подавляющее большинство экспонатов — образцы уже разработанной и производимой техники или машины, находящиеся в стадии, близкой к началу массового производства, и ждущие своего покупателя.
Кому-то такая постановка вопроса может показаться обидной или циничной, но это действительно так. Смысл любого международного технического салона именно в рутинном соревновании коммерческих возможностей производителей и их битве за покупателя, рынки и госзаказы, а лишь потом — в желании презентовать какие-либо концептуальные новинки.
Задачей же устроителей салона является придание всему этому ореола большого и красивого шоу, чем традиционно славятся выставки в Жуковском, да и не только там.
МАКС и Ле Бурже, общие тренды
Примечательно, что нынешний МАКС открылся по прошествии трех недель с окончания другого крупнейшего мирового авиасалона — Ле Бурже. И несмотря на существенные различия между этими мероприятиями, нельзя не отметить некоторого сходства событий и трендов двух крупнейших авиационных выставок.
И тот и другой салоны отметились презентациями самых современных легких боевых самолетов: американского истребителя пятого поколения F-35A Lightning II в Ле Бурже и российского многоцелевого легкого фронтового истребителя МиГ-35 поколения 4++, ставшего настоящей звездой МАКС-2017.
Другим модным трендом, объединяющим авиасалоны, можно назвать самый настоящий бум беспилотников, в изобилии представленных компаниями из самых различных стран.
Самым же интересным моментом стала небывалая активность на обеих выставках представителей Поднебесной.
На сей раз китайцы выступают как в своей традиционной роли покупателей и наблюдателей (в самом широком понимании этого слова), так и в роли экспонентов, причем весьма современных и довольно грозных образцов воздушной техники.
35×35
Конечно, сравнивать между собой выставленный в Ле Бурже F-35A Lightning II и российский МиГ-35 не совсем корректно. По сути, эти машины из разных эпох и служат разным целям. И если F-35 можно считать полноценным боевым самолетом 5-го поколения, созданным с нуля, то МиГ-35 — это серьезно усовершенствованное продолжение линии известной во всем мире машины — МиГ-29.
F-35 в Военно-воздушных силах США пришел на смену сразу двум машинам: он заменил штурмовики A-10 и легкие многоцелевые истребители F-16. ВВС США уже получили более сотни F-35A.
Что касается российского самолета, то, как заявил во вторник генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко, серийное производство самолета начнется в ближайшие два года, так как машина готова практически полностью. Подтверждением его слов стал сольный демонстрационный полет МиГ-35.
Илья Тарасенко
Посмотреть здесь действительно было на что: оснащенный обновленными двигателями МиГ оказался в состоянии выполнять фигуры, ранее доступные только более мощным и совершенным самолетам семейства Су.
По словам Тарасенко, МиГ-35 обладает хорошими экспортными перспективами. Действительно, во многих странах, эксплуатирующих истребители МиГ-29 (государства Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ), подошло время замены существующего парка. И здесь для новой машины открываются неплохие перспективы.
МиГ-35
Себестоимость его (МиГ-35) обслуживания значительно ниже, чем у более ранних машин, — пояснил Илья Тарасенко. — При этом МиГ-35 превосходит их в скорости, маневренности, бортовом радиоэлектронном оборудовании. Кроме того, в новом истребителе реализованы технологии „стелс“. В частности, радиопоглощающее покрытие фюзеляжа, делающее самолет малозаметным для радаров.Впрочем, коммерческое будущее МиГ-35 будет зависеть не только и не столько от всех перечисленных усовершенствований, сколько от качества самой машины. В отличие от безумно дорогого и сложного F-35, МиГ-35 относительно дешев и прост, что резко повышает его конкурентные возможности на рынках целого ряда активно перевооружающихся арабских, латиноамериканских и азиатских стран.
Испортить ситуацию могут только возможные конструкционные и производственные недостатки российских машин. Именно по этой причине несколько лет назад МиГ лишился крупнейшего индийского контракта, что впоследствии самым негативным образом сказалось на судьбе самой корпорации.
В настоящее время ее будущее по-прежнему вызывает много вопросов. Из-за жесткой конкуренции как на внешнем, так и на внутреннем рынках, а также иных перипетий, судьба прославленного КБ и его многочисленных производств связана с успехом или неуспехом МиГ-35. Второго «индийского провала» МиГ может и не пережить.
МиГ-35
Китайский фактор
Как уже отмечалось выше, и МАКС-2017 и Ле Бурже отличает повышенная активность участников и гостей из Поднебесной. Количество посетителей в китайской военной форме на обеих выставках буквально зашкаливает. И там и там китайские военные и инженеры с огромным интересом рассматривали самые различные экспонаты. Что касается МАКС-2017, то здесь наибольший интерес у китайских гостей вызвали российские средства ПВО (одни из лучших в мире) и всевозможные электронные системы военного и гражданского назначения.
Самое же интересное заключается в том, что на этот раз китайцы выступают не только в качестве наблюдателей, но и экспонентов. На МАКСе впервые представлена одна из самых передовых китайских разработок — ударный беспилотник Wing Loong 1. Внешне эта машина напоминает знаменитый американский MQ-9 Reaper. Оснащенный турбовинтовым двигателем, огромный летательный аппарат с размахом крыла в 14 метров может развивать скорость до 280 километров в час и находиться в воздухе примерно 20 часов. В отличие от большинства своих собратьев, данный беспилотник не является простым «наблюдателем». Напротив, он вооружен и весьма опасен. Wing Loong 1 способен нести около 200 килограммов боевой нагрузки. Это различные управляемые и неуправляемые авиабомбы и ракеты, а также средства радиоэлектронной борьбы.
Wing Loong 1 — не самая последняя китайская разработка подобного типа. В Ле Бурже была впервые представлена ее более поздняя и более совершенная версия — средневысотный БЛА Wing Loong 2, который может выполнять как разведывательные, так и ударные задачи.
Тот факт, что в Жуковский приехала более старая модель, вполне понятен, так как МАКС и Ле Бурже — это совершенно разные рынки с разными возможностями и запросами.
Особый интерес для Китая представляет и рынок космической техники. Так, Национальное космическое управление КНР привезло в Жуковский макеты всех своих ракетоносителей, вплоть до тяжелых LMI-5. Практически не остается сомнений, что в скором времени Китай окажется одним из сильнейших конкурентов России на рынке космических запусков.
Общее же впечатление сводится к тому, что «китайский фактор» стремительно становится одним из решающих на рынке не только мирной воздушной техники, но и самых передовых вооружений. И это, похоже, только начало…
Вертолеты
В качестве новинки на МАКСе представлены вертолеты семейства Ми-171. Ми-171Ш-ВН предназначен для транспортировки и высадки подразделений спецназа.
Впрочем, к разряду новинок вертолеты Ми-171 можно отнести достаточно условно, так как все они являются продолжением линии Ми-17, который, в свою очередь, представляет собой развитие еще более древней, но при этом крайне удачной модели — Ми-8.
Что касается вертолетной составляющей Ле Бурже, то она выглядела существенно иначе и была рассчитана на совсем другого потребителя. Так, Airbus представил в Ле Бурже сразу два перспективных вертолета — высокоскоростной Rapid and Cost-Effective Rotorcraft (RACER) и многофункциональный военный X6.
По словам генерального директора Airbus Helicopters Гийома Фори, этот проект позволит создать быстрый, экономичный и безопасный вертолет благодаря применению оригинальной схемы с кольцевым крылом и двумя толкающими двигателями для горизонтального полета.
Самый стильный самолет
Каждый инженер знает, что любая хорошая машина неизбежно окажется красивой. Все это в равной степени касается и воздушной техники.
Убедиться в этом в очередной раз можно было и на МАКС-2017.
Пожалуй, самым красивым самолетом этой выставки можно назвать турбовинтовой двухмоторный Piaggio 180 Avanti II, принадлежащий филиалу «Аэроконтроль» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Самолет предназначен для осуществления летных проверок наземных средств аэронавигации и оборудования взлетных полос аэродромов. На этой мощной и элегантной машине впервые предполагается установить современный отечественный комплекс летного контроля.
От самолетов Beechcraft King Air 350i, давно используемых госкорпорацией, Piaggio 180 Avanti II отличается лучшими летными характеристиками, которые обеспечиваются оригинальной формой фюзеляжа машины.
Это не удивительно, так как Piaggio P.180 Avanti разработан и производится итальянской авиастроительной компанией «Пьяджо Аэро» под руководством Пьеро Феррари, вице-президента легендарной автомобилестроительной компании «Феррари».
Авиалайнеры
Из более-менее интересных и современных пассажирских самолетов на МАКС-2017 представлен дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный пассажирский самолет Airbus A350−1000.
Это огромная машина, на 250−450 пассажиров, призванная заменить ныне эксплуатируемые А-330 и А-340. На сегодняшний день он является самым «тихим» из всех пассажирских самолетов своего класса. Свой первый полет прототип A-350 совершил 14 июня 2013 года в Тулуз-Бланьяке (Франция).
Длина самолета в зависимости от модели колеблется в диапазоне от 60 до 74 метров, вес — от 250 до 300 тонн, его крейсерская скорость — 900 км/ч, а дальность полета — 15−16 тысяч километров.
Ничего подобного со стороны других участников выставки представлено не было.
Авиасалон МАКС-2017 только начал свою работу, и говорить о его успешности или неуспешности пока преждевременно. Несмотря на отсутствие громких концептуальных новинок, первые ощущения от экспозиции вполне позитивны и полностью соответствуют ожиданиям, связанным с этим мероприятием. Как уже отмечалось выше, авиасалоны данного уровня — это в первую очередь ярмарка с выставленным товаром, и лишь во вторую — шоу для посетителей.
Новейшие концепты и прорывные модели, время от времени появляющиеся на подобных выставках, скорее можно отнести к части шоу, нежели расценивать их как реальные заявки на новинку. Еще раз напомним, что основная же цель любого авиасалона — развитие авиационного бизнеса, чему в полной мере соответствуют и МАКС, и Ле Бурже, и целый ряд других авиационных выставок.