На второй день выставки народу собралось побольше, чем в первый - 22 тысячи человек. А вот охранников было значительно меньше, на взгляд - раза, эдак, в два. Видимо, сказалось отсутствие главы правительства.
Авиапоказ начался с "антитеррора". Так называлась летная программа "Беркутов". Пилотажная группа устроила выкрутасы на четырех ударных всепогодных вертолетах круглосуточного действия МИ-28Н "Ночной охотник". Его экспортную версию - машину с индексом НЭ - показывали в "статике".
По словам заместителя генерального директора "Рособоронэкспорта" Александра Михеева, иностранцы к этой машине проявляют повышенный интерес. В первую очередь потому, что МИ-28НЭ предназначен для уничтожения танков и другой бронированной техники. Впрочем, встрече с "Ночным охотником для иностранцев" живая сила противника и малоскоростные воздушные цели тоже не обрадуются.
Подвижная пушечная установка с 30 мм пушкой 2А42, пара пушек поменьше, 23 мм ГШ23Л, противотанковый ракетный комплекс "Атака-В" с управляемыми ракетами (до 16 штук), управляемые ракеты с тепловой головкой наведения "Игла" (до 8 штук), неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм (2-4 блока, по 20 ракет в каждом), типа С-13 калибра 122 мм (2-4 блока, по 5 ракет в каждом) - весьма серьезные аргументы в спорах о территориальных претензиях.
Когда атака террористов была отбита, начался "пожар". КА-32, МИ-17В-5 и МИ-26Т демонстрировали свои огнеборческие возможности. Впрочем, лучший российский пожарный вертолет КА-32 на МАКСе был представлен в медицинской версии. В Европе, Южной Америке и Азии КА-32 эффективно борется с лесными пожарами. В Испании на него только что не молятся. Благодаря сравнительно небольшому диаметру винтов, КА-32 меньше раздувает пламя при зависании. В городах это дает другое преимущество: КА-32 может подлететь вплотную к высотному зданию и потушить огонь с помощью водяной пушки. В свое время это здорово помогло при пожаре в башне "Федерация".
Соосная компоновка делает его не таким чувствительным при боковых порывах ветра. Российское МЧС решило иначе, и заслуженных "пожарных" превратили в скорую помощь, хотя, на взгляд многих специалистов, на эту роль гораздо лучше подошли бы другие модели, например, КА-226.
С огнем в Жуковском боролись МИ-17В-5 и МИ-26Т. Чемпион мира среди вертолетов по вейтлифтингу пронес над полем "бэмби-бакет" с водой и эффектно потушил возгорание. Сейчас "Вертолеты России" продвигают модифицированную версию тяжеловоза - МИ-26Т2. Детище Миля напичкали новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием и прочими компьютерами. Это дало возможность работать вертолету круглосуточно, а экипаж - сократить.
Вообще, "улучшенных" вертолетов на МАКСе было много. Во-первых, многоцелевой ударный вертолет МИ-35М. Это - глубоко модернизированная версия МИ-24. Впрочем, разработчики утверждают, что фактически МИ-35М новая машина. Вертолет летает с максимальной скоростью 310 км/ч на дальность до 460 км и берет на борт почти две с половиной тонны груза. Существуют также десантно-транспортный, транспортный и санитарный варианты. Похвасталось "семейство" Миля и МИ-171А2. Это - глубокая модернизация легендарной "восьмерки". Наследник самого массового вертолета в мире поднимает до 5 тонн на внешней подвеске, летает на дальность до 850 км в диапазоне температур от -50 до +50 градусов Цельсия, то есть во всех климатических зонах нашей необъятной страны.
Новинками "Вертолеты России" в этом году не порадовали. Впрочем, понятно, что каждые два года придумывать "прорывную" технику не реально. Впрочем, без хороших новостей не обошлось. Единственный в мире легкий вертолет, способный выполнять все фигуры высшего пилотажа - МИ-34С1 - наконец обрел "сердце". До недавнего времени этот ловкий "малыш" не мог отправиться в серию из-за отсутствия подходящего двигателя отечественного производства. Установку импортных движков посчитали нецелесообразной. В ОКБМ исправили досадное упущение. Бензиновый ДВ-370В создан специально для МИ-34. При весе всего в 225 кг он выдает максимальную мощность в 370 лошадиных сил.
На второй день выставки деловая активность МАКСа пошла на спад. Громких сделок заключено не было. Казанский вертолетный завод получил сертификат на производство "Ансатов". "Рособоронэкспорт" продал Камеруну неизвестное количество вертолетов МИ-17, подробности контракта не раскрываются. Минобороны собралось закупить в Татарстане беспилотников на 100 миллионов рублей. На эту сумму вояки получат 17 комплексов "Элерон-ЗСВ" для разведки. Этот БПЛА может поднимать до 1 кг груза, летает со скоростью 130 км/ч и поднимается на высоту до четырех тысяч метров. Кроме того, военное ведомство заказало в Калуге комплексы радиоэлектронной борьбы "Хибины У" для фронтовой авиации на 1,6 миллиарда рублей. "МиГ" создаст в Индии центры обслуживания истребителей. "Ютэйр" договорился с Augusta Westland открыть подобный сервисный центр по обслуживанию вертолетов AW139, а Bombardier поможет открыть производство самолетов в Ульяновске.
Однако время на сделки еще есть. 29 августа пройдет заключительный день работы выставки для специалистов.