Происшествия

Марк Слебода: «Царнаевы – продукт американского общества»

6 1183

Марк Слебода. © facebook.com/gramsci

Интервью с американцем, переехавшим жить в Россию – Марком Слебодой, старшим преподавателем и научным работником на кафедре Социологии международных отношений и сотрудником Центра консервативных исследований Социологического Факультета МГУ о теракте в Бостоне.

Татьяна Канунникова: Исходя из имеющейся в СМИ информации, можно ли считать вину Царнаевых очевидной?

Марк Слебода: Хотя вина братьев Царнаевых как ответственных за взрывы на бостонском марафоне может показаться для большинства людей самоочевидной, исходя из подачи информации о произошедших событиях официальными властями и центральными СМИ, в США, как и большинстве других стран, действует презумпция невиновности. Пока подозреваемый не будет признан виновным в этих преступлениях судом (будем надеяться, гражданским законным судом, а не показным военным трибуналом), с предъявлением достаточных доказательств, их следует считать невиновными. Лично я считаю, что есть много пробелов и противоречий в предлагаемой властями и СМИ хроникой событий. И это вопросы, на которые должен быть дан ответ.

Судя по сообщениям в СМИ, Джохару Царнаеву, ставшему недавно гражданином США, до сих пор не зачитали его права Миранды (ред. прим.: во время задержания полицейский должен зачитать подозреваемому его права, формулировка которых начинается с небезызвестной фразы: «Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас в суде...»). Некоторые американские политики-неоконсерваторы призывают к тому, чтобы объявить Джохара Царнаева военнопленным, чтобы над ним не проводить судебный процесс. Кто-то даже открыто призывал пытать его. Все это кажется крайне тревожным для тех, кто обеспокоен верховенством закона в США.

- В США в целом рассматривают чеченцев как жертв, пострадавших от русских во время войн 1990-х. Есть люди, выражающие им симпатии и в академической среде. Например, профессор Массачусетского университета Брайан Уильямс в переписке с Джохаром Царнаевым послал ему материалы о том, что он назвал «геноцидной войной России против чеченского народа». В этом случае, почему Царнаевы направили свой гнев против США? Также, учитывая сильные патриотические чувства Царнаевых, следует их в первую очередь считать радикальными мусульманами или чеченскими националистами в контексте произошедшего в Бостоне теракта?

М.С.: Для западных политиков и профессуры это в порядке вещей, когда они занимают крайне необъективную и критическую позицию в отношении России и российского правительства, что связано с их латентной русофобией и лицемерным этноцентризмом. В то же время, они лицемерно замалчивают гораздо более серьезные и многочисленные преступления и нарушения прав человека в их собственной стране, причем это касается как преступлений, совершенных в прошлом, так и нынешних. Ярчайшим примером такого избирательного и субъективного подхода в поисках «козла отпущения» является дискредитация России в связи с ее действиями в двух Чеченских войнах, тогда как одновременно идет оправдание, как единственно верных, многочисленных преступлений и непрекращающихся вторжений Запада на территорию Ирака, Афганистана, свержения режимов в Ливии и Сирии, а также продолжающейся так называемой «Глобальной войны с террором». Все это никоим образом не способствует тому, чтобы мировое сообщество смогло искоренить истинные причины терроризма и экстремизма. Шаденфройде…

Если Царнаевы действительно виновны во вменяемых им преступлениях, то можно сказать, что принадлежность Царнаевых к чеченской нации имеет незначительное влияние на формирование их психики и мотивации. Как верно заметил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров: «Они выросли и учились в США, и их позиции и убеждения были сформированы там. Любые попытки провести связь между Чечней и Царнаевыми тщетны». Братья Царнаевы провели большую часть своей жизни в Киргизии и США. И если их стиль жизни имеет какое-то отношение к преступлению, то нужно заметить, что их эмоциональная связь с этническими корнями очень блеклая и неясная. Если они действительно виновны в этих преступлениях, то наиболее вероятным мотивом кажется исламский фундаментализм и радикальных ваххабизм, с чем в основном приходится сталкиваться в Интернете. Тамерлан недавно был в России, но он там не устраивал нападений на русских. Он совершил теракт против США и американцев, в отношении которых у него, очевидно, присутствуют противоречивые чувства. Учитывая, что «Глобальная война с террором» зачастую воспринимается самими американцами и остальным миром как гегемонистическая война против ислама, такие действия можно легко понять. Он далеко не первый и не последний, кто прибегает к таким действиям. Кровопролитная «Глобальная война с террором», которую ведет США, «выращивает» в этой стране своих, внутренних террористов. Царнаевы – американский продукт и, поэтому, все свое разочарование в религиозном и политическом плане они направили на Америку.

Марк Слебода. © facebook.com/gramsci

- Республиканцы призывали обращаться с Царнаевыми как террористами. В этой связи, считаете ли Вы, что существование Гуантаномо способствует искоренению терроризма или же наоборот?

М.С.: Лагерь-ГУЛАГ Гуантанамо – кровоточащая рана преступлений против человечности и вопиющее нарушение международных и внутренних законов. Мы только можем надеться, что однажды американские политики и военнокомандующие, начиная со времен президентства Буша-старшего и кончая Бараком Обамой, понесут ответственность и предстанут перед судом. Это позор для нации, запятнавший международную репутацию США и уже сомнительный моральный авторитет. И это ведет к ненависти и обиде в отношении США, провоцируя все больше ненависти и террористических актов.

- В США недавно произошла серия шутингов. Можем ли мы сказать в этой связи, что Царнаевы стали своего рода продуктом общества или же существенную роль сыграло то, что они выходцы с Кавказа?

М.С.: В США действительно существует ужасающая «культура» насилия, которая, благодаря Голливуду, видеоиграм и американской глобальной военной Империи, стала идеализироваться и считаться нормальной. Поэтому логично предположить, что этот фактор сыграл такую же, если не большую роль, чем признаки их этнической принадлежности в мотивации совершения этих преступлений, учитывая тот факт, что они провели большую часть своей жизни в американском плавильном котле, тогда как на Кавказе – кране мало.

- Как Вы относитесь к запрету на оружие? После шутингов все заговорили об ограничении этого права, но ведь в Бостоне людей убили при помощи самодельной бомбы? Может быть, не следует так сильно фокусировать внимание на средстве совершения преступления?

М.С.: Я не считаю, что существует неотъемлемое право на владение и ношение оружием помимо лимитированного разрешения для охоты и в спортивных целях. Такие лоббисты, как Национальная стрелковая ассоциация (NRA), злоупотребила и неправильно интерпретировала Вторую поправку Конституции США о регулярном ополчении и вооруженных силах. Наоборот, я бы сказал, что Гоббс был прав. Он предоставил Левиафану, нашим государствам, монополию на насилие, потому что иначе жизни была бы «мерзкой, жестокой и короткой». Страх перед государством понятен. Но меня гораздо больше пугает наличие смертельного оружия в руках эмоциональных, иррациональных, неприспособленных к окружающему миру и нередко нетрезвых сограждан. Я боюсь людей больше, чем государства, и братья Царнаевы, если окажется, что они виновны, представляют собой наглядную иллюстрацию почему. Другие страны смотрят с ужасом на беспрерывный поток заголовков о том, как американцы убивают друг друга из оружия. В России высок уровень преступности, самоубийств и домашнего насилия, даже без права на владение оружием. Я с ужасом думаю о том, что может произойти, если к этому набору еще добавить огнестрельное оружие.

Марк Слебода. © facebook.com/gramsci

- Что американские власти должны сделать, чтобы предотвратить подобные теракты: более жесткие иммиграционные правила, контроль в общественных местах или что-то другое?

М.С.: Не существует такого решения, позволяющего быстро и полностью покончить с терроризмом. Терроризм - это лишь тактика. Теракты обычно подразумевают политическую, религиозную, этническую и экономическую мотивацию, и бороться надо с первопричиной. Главное - это контекст.

С тех пор как Чеченская Республика находится под руководством Рамзана Кадырова, Россия за последнее десятилетие смогла добиться значительного успеха в снижении террористической деятельности и насилия, комбинируя автономное правительство и самоуправление в этнически чеченской Республике, твердую руку лидера, существенный приток федеральных бюджетных средств, позволяющих вести строительство и создавать рабочие места, а также поддерживая институты традиционного суфистского ислама. Такую модель необходимо воспроизвести и в других республиках Северного Кавказа.

Лучшее, что могут сделать Соединенные Штаты для искоренения терроризма - покончить с их глобальной военной Гегемонией, остановить свою «Глобальную войну с террором», закрыть сотни военных баз на Ближнем Востоке и вернуть свои войска домой, прекратить поддерживать и вооружать жестокие диктаторские режимы, включая Саудовскую Аравию, Катар, Бахрейн, и в целом перестать вмешиваться в исламский мир и пытаться навязать свои ценности и стиль жизни проживающим там людям.

Короче говоря, выражаясь словами великого мыслителя и философа Ноама Хомски: «Каждого волнует, как остановить терроризм. Хорошо, есть на самом деле очень простой способ: перестаньте участвовать в нем».

Марк Слебода. © facebook.com/gramsci

- В американских СМИ чеченцев часто называют русскими, но в России различия между этими национальностями очень важны. Со стороны американских СМИ это простая путаница или они делаю это сознательно?

М.С.: Великая русская нация и чеченцы действительно имеют разную этническую принадлежность. Однако, как и в случае с остальными 185 этносами, составляющими богатую палитру Российской Федерации, их жизнь, история, культура и кровь веками были тесно переплетены. Россия - это многоэническая и многоконфессиональная страна, и была такой на протяжении всей истории - со времен Золотой Орды, в период существования Российской Империи, в советское время и сегодня таковой является Российская Федерация. Чеченский народ представляет собой существенную и неотъемлемую часть того, кем и чем являются русские. Русские не останутся такими же без них, и многое от этого потеряют. Большинство чеченцев и жителей Кавказа - это нормальные и мирные граждане с богатыми традициями, религией и культурой. Больше всего их волнует, как и всех нас, личное материальное благополучие, семья и общество в котором они живут. Мы не должны попадать в ловушку стереотипов и возлагать вину на целую общность за низкие поступки небольшого числа экстремистов, которых нередко провоцирует к действию спонсируемый Саудовской Аравией пришлый ваххабизм. Это приведет к дезинтеграции России.

Американцы, как привило, невежественны в отношении других стран, культур, религий и народов. Внешний мир для них не существует. Они не видят разницу между русскими и россиянами, также не знают они насколько важны различные российские этносы для понимания того, кто и что мы есть. Мы не должны становиться такими, как они. Мы не может утверждать, что Чечня или другая национальная республика является частью России, а потом, когда это покажется для нас удобным, отречься от них и встать в стороне. Чеченцы - россияне и россияне - чеченцы. И мы должны гордиться этим фактом. Россиян много и они едины. Как писал П.Н. Савицкий в своей работе «Поворот к Востоку», 1921 году: «Много ли найдется на Руси людей, в чьих жилах не течет хазарской или половецкой, татарской или башкирской, мордовской или чувашской крови?» (и это относится также к чеченской и русской крови).

Беседовала: Татьяна Канунникова