Находясь у власти в Афганистане, талибы* прославились на весь мир своим женоненавистничеством и насилием над женщинами. Как утверждали исламисты, они хотят создать «безопасную среду, в которой целомудрие и достоинство женщин могут снова стать священными», что, как сообщается, основано на верованиях пуштунов.
Однако поступающие из Афганистана сообщения заставляют предполагать, что «борьба за целомудрие» обернется запредельным насилием и подавлением женщин.
«Лицо женщины — источник соблазна»
На контролируемых талибами* территориях практиковался «гендерный апартеид» — женщин заставляли носить паранджу на людях. Исламисты считают, что «лицо женщины — источник соблазна» для посторонних мужчин. Женщинам не разрешалось работать и учиться. Запрещалось посещать врачей-мужчин. Практиковались публичные порки и казни.
«Талибан»* фактически поощрял сексуальное рабство: по данным Amnesty International, 80% афганских браков были принудительными.
В глазах «Талибана»* женщины — это не живые существа, а просто мясо, которое нужно избивать. Так описывает отношение боевиков «Талибана»* к женщинам афганка Хатера.И, в отличие от господ из МИД России, она знает, о чем говорит. 33-летней матери пятерых детей пришлось на себе испытать «адекватность» талибов*.
В наказание за то, что она устроилась на работу в полицию в афганской провинции Газни, боевики выпустили в нее восемь пуль из автомата и выкололи ножом глаза.
Как рассказала Хатера, о том, что она была служащей полиции, талибам* сообщил ее собственный отец — бывший боевик. Он показал талибам* копию ее удостоверения и в день, когда бандиты устроили экзекуцию, звонил дочери по телефону, чтобы узнать ее местонахождение.
Они (талибы*. — Прим. «Ридуса») сначала мучают женщин, а затем выбрасывают тела на съедение собакам в назидание остальным. Мне повезло, что я выжила. Надо жить в Афганистане при талибах*, чтобы хотя бы немного представить, какой ад постиг там сейчас женщин, детей и меньшинства, — сказала Хатера в интервью индийскому каналу News 18.Эта история произошла в конце прошлого года, еще до того, как «Талибан»* овладел большей частью страны. Тогда талибы* заявили, что ничего не знают о случившемся, и вообще — это «семейное дело».
Однако, как сообщают западные СМИ, за женщинами, работающими с правительством или полицией, охотились еще до того, как талибы* захватили страну, и сейчас ситуация только ухудшилась.
Официальные лица «Талибана»* заявляют, что изменили свое отношение к женщинам. Более того, назвавший талибов* «адекватными» и «договороспособными» спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов утверждает, что талибы «даже» не требуют того, чтобы афганки носили паранджу и вообще — достаточно хиджаба, и приводит в пример Иран и Саудовскую Аравию.
Вот нас возмущает, можно сказать, с высоты наших культурных представлений: вот женщина в чадре, не пускают туда… Талибы* такие злодеи, так себя плохо ведут… Я вас уверяю: возьмите любой кишлак в Афганистане, где талибов*, может быть, никогда и не было, — там точно такие же порядки. Это национальные традиции этой страны. Там так принято. Вот и всё, — заявил господин Кабулов в интервью на «Эхе Москвы».Замир Кабулов
Афганские женщины не хотят в каменный век
Однако талибы* уже подтвердили, что запретят учиться девочкам старше 12 лет и восстановят закон, запрещающий женщине передвигаться без махрама — опекуна мужского пола.
Афганки же говорят, что, помимо практики насилия, законы талибов* прямо ставят под угрозу жизнь женщин.
«Талибан»* не разрешает женщинам посещать врачей-мужчин и в то же время не разрешает женщинам учиться и работать. Итак, что же остается женщине? Умирать? Даже если вы думаете, что мы всего лишь «машины для родов», в этом нет здравого смысла, только чистая ненависть, — утверждает Хатера.Женщины Афганистана вовсе не хотят в каменный век «Талибана»*.
По ее словам, миру сложно представить, чего удалось добиться афганским женщинам за последние 20 лет.
Наши женщины и молодежь прошли долгий путь за эти 20 лет, чтобы чего-то достичь — обрести источник существования, получить надлежащее образование. Женщины заполняли университеты. Это было прекрасное зрелище — видеть девочек, ходящих в школу.Все пошло насмарку всего за неделю. Я даже слышала от своих родственников, что семьи начали сжигать свидетельства об образовании девочек, чтобы защитить их от талибов*. Мы строили мечты. Теперь их больше нет. Для нас все кончено, — утверждает Хатера.
Патрули талибов* на улицах Кабула.
«Моя мама сказала им: „Мы бедные, что я могу приготовить для вас?“ Талибы* начали ее избивать. Моя мать упала без сознания, а они били ее автоматами. Потом они бросили в комнату гранату». — Так описывает в репортаже CNN поведение «адекватных» талибов* уже в наши дни жительница провинции Фарьяб Манижа.
В результате 45-летняя женщина по имени Наджа скончалась от побоев. «Талибан»* отрицал убийство, но его слова опровергают свидетели и местные официальные лица, подтвердившие рассказ Манижи.
Салима Мазари — первая афганская женщина-губернатор, захвачена в плен талибами* и вскоре может пополнить список их жертв.
Один из последних примеров своей «адекватности» исламисты продемонстрировали в северной афганской провинции Балх.
Как передает радио «Озоди»**, местная полиция сообщила, что талибы* убили молодую женщину. Начальник полиции Зиалухак Туофан сообщил радио «Озоди»**, что молодая женщина была застрелена экстремистами «Талибана»* в селе Самар Кандиан, которое контролируется группировкой боевиков.
Жертву звали Назанин, ей был 21 год. Ее убили за то, что она вышла на улицу без махрама и была одета в «слишком тесную одежду».
Сейчас боевики «Талибана»* пытаются убедить мир в том, что они более умеренны, чем были во время правления несколько десятилетий назад. Афганцы не готовы верить в эти слова.
Как заявила агентству «Рейтер» активист кампании Amnesty International в Афганистане Самира Хамиди, положение афганских женщин, занимающих государственные должности, всегда было опасным. Но недавний всплеск насилия по всей стране только усугубил ситуацию.
Ни один человек, переживший «Талибан»*, никоим образом не поверит в это. Речь не только о Кабуле, но и о сельских районах. Вы даже не сможете себе представить масштабы «зульма» (исламский термин, обозначающий зло, творимое по отношению к мусульманам. — Прим. «Ридуса») и жестокости, которые обрушатся на женщин.Наше здравоохранение, наши голоса, наши организации перестанут существовать, потому что женщинам не будет разрешено работать или находиться вне дома. А что делать тем, у кого в доме нет мужчины? Кто их накормит? Те, кто родился в начале 2000-х, слышали о талибах* только от своих семей. Теперь они столкнутся с ними в жизни. Это ад, — утверждает Хатера.
* «Талибан» — террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации.
** Радио «Озоди» — таджикистанская служба радио «Свобода», внесенного Минюстом Российской Федерации в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.