Вменяемый, взрослый мужчина, с детьми, работой, разрешением на хранение оружия, не судимый, не состоявший, не привлекавшийся, внезапно берет ружье и расстреливает девять человек — среди них 92-летнюю старуху и нескольких женщин.
Успешный, даже, известный человек, ресторатор, отец троих детей, убивает мать своих детей — прямо на Новогодние праздники, прямо после жаркого секса — душит проводом, расчленяет тело в ванной, и понемногу вывозит, по частям, для захоронений, в багажнике машины. Храня порубленные остатки трупа на балконе. Дети в это время живут в этой же квартире, он их водит в школу.
Любимица школы, обладательница звания Заслуженный Учитель, уважаемый человек, впутавшись в роман с отцом одного из своих учеников, решает, что этот его единственный ребенок — устранимая помеха для того, чтобы увести любимого из семьи и выйти за него замуж. Она забирает школьника с продленки, ведет на речку и топит в проруби, выслушивая в процессе его плач и палкой отталкивая его руки от ледяной корки.
Другая женщина (это история из пятидесятых), то-ли уставшая от плача крошечного ребенка своей соседки по коммуналке, то-ли завидовавшая ее материнскому счастью, заливает под дверь соседской комнаты раствор едкой каустической соды. Ребенок, оставленный там ползать по полу (это деревенский стиль, такое практиковалось, когда матери, не так давно перебравшиеся в города, уходили на работу), фактически сгорает заживо, умирая в муках; соседка же, чтобы не слышать криков, уходит в магазин.
Таких случаев сотни, тысячи, десятки тысяч. Исчерпывающего объяснения им нет.
Я уже об этом писал. В какой-то момент человека будто подменяют — и он творит ужасные вещи. Чаще всего, до поступка не будучи ни в чем ужасном замеченным.
Судебные психологи пытаются это объяснить по-своему. Плебс — по-своему (водка, зависть, месть).
На самом же деле сами преступники обычно говорят о причинах совершенно открыто — НА МЕНЯ ЧТО-ТО НАШЛО.
Это во внимание не принимается, конечно, а сами психиатры начинают путаться, пытаясь объяснить подобные ситуации:
«Есть состояние в психиатрии при определенных болезнях, когда человек совершает противоправные действия, общественно-опасные действия, даже убийства, но при этом он весь охвачен бредовыми мыслями и утверждает, что на него действуют лучами, за ним следят и т. д. Но здесь такого не было. Здесь был, с одной стороны, аффект: он действительно внезапно начал стрелять и застрелил женщину, которая отказалась копать себе могилу, а с другой стороны, был холодный расчет. Он позволил отобрать у себя оружие, и дальше ситуация развивалась по законам полицейского жанра» (Психиатр-криминалист, доктор медицинских наук, профессор психиатрии, создатель и руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов).Сплошное «с одной стороны… а с другой стороны».
А для меня тут есть только один вопрос. Демоны (это термин только для упрощения, он объемлющ): они всегда спят в каждом из нас и могут проснуться в любой момент… или же они обитают вовне и в определенной ситуации просто перехватывают управление?