Авто Технологии

Мастера пьяного стиля. Депутаты Госдумы пригрозили авиадебоширам уголовным преследованием

11 317

Небесная безнаказанность. © Diliago/Ridus.ru

Пьяные драки во время перелетов сделались своеобразной "фишкой" российских авиакомпаний. Особенно этим славятся чартерные рейсы. Последний такой случай произошел 10 сентября. Возвращаясь в Сургут из Анталии, нетрезвый нефтяник устроил на борту самолета компании UTair целое шоу. Успокаивать отдохнувшего из последних сил пришлось пилотам. Хорошо, обошлось без драки.

В аэропорту жителя Югры встречал почетный караул в лице сотрудников линейного отдела. Там он проявил себя опытным оратором. По сообщениям очевидцев, дебошир в адрес полиции высказывался самым нелицеприятным образом: одни глаголы на "-л", четко описывающие конкретные действия, которые нефтяник, по его словам, произвел с полицейскими. За оскорбление представителей власти и прочие подвиги ему теперь грозит штраф до 40 тысяч рублей. Правда, только грозит. В реальности, скорее всего, он отделается гораздо более скромной суммой.

Дело в том, что наше законодательство весьма либерально относится к авиахулиганам. Самое суровое наказание, которое получил "самолетный" дебошир в этом году - 10 суток ареста. Еще один человек получил 7 суток. Чаще всего назначается штраф до 1000 рублей. Да и в статистику "Росавиации" попадают, похоже, лишь отдельные, самые скандальные случаи. По словам начальника управления транспортной безопасности Росавиации Юрия Сапрыкина, в 2012 году было зафиксировано лишь 3 таких конфликта. В нынешнем - 17. Подобный рост он связывает с чувством безнаказанности. Не отрицаю этого мотива, но мне видится, что его сотрудники начали лишь тщательнее следить за обстановкой. С рук "мастерам пьяного стиля" сходит теперь несколько меньше "подвигов".

Наконец, против организации "бойцовских клубов" в самолетах выступили и депутаты от "Единой России" Игорь Баринов и Игорь Игошин. Авторы законопроекта предлагают решать возникшую проблему комплексно.

Во-первых, предлагается "бить по пьянству рублем": серьезно ужесточить штрафы. С такой инициативой в прошлом году выступала "Росавиация", но их вопросы остались без ответа. Нередко авиакомпании из-за нетрезвых туристов терпят серьезные убытки, когда совершают вынужденные посадки. Например, в этом году чартер UTair летел из Москвы на Кубу. До острова свободы не долетели. Пришлось приземлиться, так как успокоить физически сильного пассажира в воздухе не получалось. Одни аэропортовые сборы, которые UTair был вынужден заплатить, составили 60 тысяч у.е. К этому надо добавить лишний расход топлива. Через суд возместить убытки не вышло, так происходит чаще всего. В законопроекте прописаны и эти детали.

Во-вторых, это создание "черного списка" хулиганов, наподобие того, что сейчас используется для должников. На какой срок любителям помахать кулаками в самолете будет заказан доступ в этот вид транспорта, депутаты пока не решили. Впрочем, подход у них достаточно либеральный. Попасть в этот список можно будет только по решению суда. Авиакомпании будут сами решать, допускать до полетов "засветившегося" пассажира или нет. Кроме того, в особых случаях, если надо сделать операцию или отправиться на похороны, за реабилитацией можно будет обратиться к правительству.

В-третьих, единороссы предлагают ввести новую статью в уголовный кодекс: за хулиганство в воздушных судах. По их предложению, оно теперь будет классифицироваться по степени тяжести. Например, попытка проникновения в кабину пилотов будет признано особо опасным преступлением, и будет соответственно наказываться.

Наконец, законопроект предполагает делегирование полномочий по утихомириванию дебоширов. Сейчас это может делать только командир экипажа. Если он поставит задачу успокоить нарушителя бортпроводнику или второму пилоту, то сам нарушит закон и будет наказан. Не стоит забывать и о том, что при разговоре с хулиганом командир самолета может получить травмы и ранения, а ведь ему еще самолет вести и сажать. Баринов и Игошин предлагают дать возможность командирам делегировать свои полномочия остальным членам экипажа.

Когда законопроект будет рассмотрен и вступит в действие, пока не ясно. Много зависит от выбранной схемы финансирования. Если "Росавиация" согласится взять бремя расходов на свои плечи и не потребует от правительства дополнительных денег, то Госдума рассмотрит его уже в эту осеннюю сессию.