Экономика

МЭА: к 2030 году каждый третий новый автомобиль будет электрическим

0 5795

Глобальные продажи электромобилей в 2023 году вырастут до нового рекорда и займут 18% рынка, а к 2030 году каждый третий новый автомобиль будет электрическим, прогнозируют аналитики Международного энергетического агентства.

Всего за два года с 2020-го по 2022-й доля таких машин на мировом рынке увеличилась с примерно 4% до 14%, а к 2030 году, по оценкам МЭА, должна удвоиться до 36%.

В прошлом году во всем мире было продано свыше 10 миллионов электромобилей, в этом, как ожидается, продажи подпрыгнут сразу на 35% и достигнут 14 миллионов штук, говорится в обзоре агентства.

Этот взрывной рост приводит к серьезной трансформации автомобильной промышленности, что отражается на энергетическом секторе.

«Тенденции, которые мы наблюдаем, имеют серьезные последствия для мирового спроса на нефть. Двигатель внутреннего сгорания уже более века не имеет себе равных, но электромобили меняют статус-кво», — заметил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

По его словам, к концу десятилетия автомобили устранят потребность как минимум в 5 миллионах баррелей нефти в день. Сегодня это составляет около 5% мирового спроса на нефть. И легковые машины — это только «первая волна», вскоре последуют электрические автобусы и грузовики.

Электромобильный триумвират

© unsplash.com

Подавляющее большинство продаж электромобилей на сегодняшний день сосредоточено на трех рынках — в Китае, Европе и США. Лидирует КНР, где уже находится более половины всех машин на электротяге в мире: в 2022 году на него пришлось примерно 60% глобальных продаж. В Европе и США, втором и третьем по величине рынках, в 2022 году продажи выросли на 15% и 55% соответственно.

Ожидается, что амбициозные политические программы в крупных странах, направленные на развитие «зеленой» энергетики, еще больше увеличат долю рынка электромобилей в этом десятилетии и в последующий период. К 2030 году средняя доля электромобилей в общем объеме продаж в Китае, ЕС и США вырастет примерно до 60%.

Производство пока что тоже сконцентрировано в этих трех ведущих регионах, причем Китай доминирует в торговле аккумуляторами и компонентами, а его доля в мировом экспорте электромобилей в прошлом году превысила 35%. Но и в других частях планеты есть многообещающие признаки развития этого направления.

Продажи электромобилей в Индии и Индонезии в прошлом году выросли более чем в три раза, хотя и с низкой базы, их доля в общем автопарке достигла 1,5%. Ожидается, что в Индии правительственная программа стимулирования отрасли значительно увеличит производство аккумуляторов и внедрение электромобилей в ближайшие годы. В Таиланде продажи электромобилей увеличились более чем вдвое, а их доля в общем автопарке выросла до 3%.

Ложка дегтя

В этой радужной картине «чистого» электромобильного будущего есть темное пятно, которое вызывает у МЭА серьезную озабоченность: растущая популярность внедорожников. Им требуется больше энергии для работы, больше материалов для сборки и, в случае электрических моделей, более крупные батареи. Все это означает более высокие выбросы и большее воздействие на окружающую среду.

Сейчас внедорожники составляют почти половину мировых продаж автомобилей (в том числе 40% среди машин на электротяге). Их популярность растет повсюду, особенно в США, Европе и Индии.

В прошлом году рост продаж этих больших энергоемких моделей почти свел на нет сокращение выбросов от рекордных продаж электромобилей. По данным МЭА, в 2022 году выбросы CO2 от вождения внедорожников увеличились на 70 миллионов тонн, тогда как продажи новых электромобилей дали сокращение выбросов на 80 миллионов тонн.