Премьер-министр впервые за время своего пребывания в статусе второго лица государства пообщался с глазу на глаз с активистами Общероссийского народного фронта. До этого пути правительства РФ и «фронтовиков» напрямую не пересекались.
Встреча Медведева с активистами ОНФ проходила по поручению президента Владимира Путина, которое он дал во время общения с «фронтовиками» 27 ноября.
— Мы встречаемся в первый раз. Интересно, конечно, встретиться и обсудить актуальные проблемы, — открыл заседание Дмитрий Медведев. — Тем более, учитывая ваш накопленный опыт, ваши экспертные оценки происходящего. Обычно на таких встречах я стараюсь говорить поменьше, потому что хочу послушать вас. Давайте начнем.
Следующим говорил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
— Мы — активисты Народного фронта встречались 27 ноября с Владимиром Путиным. И сейчас мы коротко расскажем о темах, которые поднимались на встрече с главой государства. Это результаты работы за 2015 год. Поэтому, если позволите, я сразу передам слово руководителю проекта «За честные закупки» Антону Гетта. Он расскажет о нормировании, — сказал Бречалов.
— Дмитрий Анатольевич, — начал Гетта, — завтра весь мир отмечает День борьбы с коррупцией. Наши активисты тоже внесли вклад в борьбу с коррупцией. Мы уже во второй раз издали так называемую серую книгу, в которой постарались собрать все коррупционные факты, имеющие место во властных структурах России. Там содержится информация о серых схемах недобросовестных чиновников. Например, эти государственные служащие умудряются сделать так, чтобы на конкурсах побеждали не те исполнители или поставщики, выполняющие свои обязательства качественно, а те, с кем есть договоренность о крупных «откатах».
«Откаты» и прочие «слабости», заметил Антон Гетта, исходят от привычки сильных мира сего жить на широкую ногу: «Сначала роскошный служебный автомобиль за государственный счет, потом дорогая мебель, а в итоге — серые схемы для получения прибыли в личный карман».
Он полагает, что система госзакупок, которая действует с 1 января 2014 года, не совсем эффективна, так как нормативы, призванные умерить чиновничьи аппетиты, до сих пор не приняты.
Эти нормативы должны были ввести еще год назад, но принятие соответствующего документа трижды откладывалось. Только в сентябре этого года правительство приняло два постановления, которые хоть как-то нормируют траты на государственные нужды, — говорит активист. — В частности, было прописано, что руководитель федерального ведомства не может приобретать служебный автомобиль стоимостью свыше двух миллионов рублей. Но некоторые наши чиновники уже приспособились к новым правилам. Они обнаружили, что в постановлениях правительства ни слова не сказано об аренде.— Изобретательные люди, — отметил Дмитрий Анатольевич.
— Нам известны случаи, — продолжал «фронтовик», — когда чиновники оформляют в аренду шикарные иномарки за восемь миллионов рублей! Надо вводить систему нормирования.
Премьеру идея нормирования государственных трат очень понравилась. Единственное — Медведев посетовал, что приходится идти на подобные меры из-за «отсутствия у российских чиновников элементарной культуры»:
Во многих странах с развитой экономикой подобных норм не предусмотрено. Они отказываются от дорогих вещей не потому, что есть запрет, а потому что это просто неприлично делать. Это немножко иной уровень культуры, которого мы пока не достигли.Премьер призвал активистов Народного фронта к совместной работе над новыми нормативами, а также согласился «закрыть лакуны», которые позволяют государственным деятелям обходить запреты, как это случилось с автомобилями.
Под конец Антон Гетта попросил Дмитрия Медведева расширить систему нормирования закупок на госкорпорации, которые, подчеркнул активист, занимают первые строчки в рейтинге ОНФ по расточительности.
— Дмитрий Анатольевич, это поможет сэкономить миллиарды рублей, — подчеркнул руководитель проекта «За честные закупки».
Что касается госкомпаний, то здесь история сложная, — сказал премьер. — Дело в том, что у нас нет государственных компаний. У нас есть коммерческие общества. И диктовать им что-то напрямую — весьма советская практика, которую я считаю неприемлемой. Но это не значит, что мы не должны идти в направлении сокращения корпоративных расходов таких предприятий. Я предлагаю поручить государственным представителям в советах директоров этих компаний инициировать принятие неких внутренних документов, которые смогут как-то сократить нежелательные расходы корпораций.На этом Дмитрий Медведев решил отпустить журналистов и перевел встречу в закрытый режим.