«”Веселые” каникулы» (Get the Gringo)
США, реж. Адриан Грюнберг, в ролях: Мел Гибсон, Кевин Эрнандез, Долорес Эредиа, Даниэль Хименес Качо, Петер Стормаре.
Из героев боевика старина Мел Гибсон уволился уже десять лет как. Из его достижений в области жанра «экшен» за эти годы – разве что оскорбление в пьяном виде еврейской нации и битие по мордасам русской жены-фотомодели. Если честно, мы уже даже как-то подзабыли, что это тот самый парень с каменными кулаками из «Смертельного оружия» и «Расплаты». Двухлетней давности «Возмездие» было попыткой провальной (не с точки зрения кассы, а кино как такового), зато сейчас – получите и распишитесь.
Фамилия Гибсона заявлена в титрах в качестве соавтора сценария, и при просмотре фильма становится ясно, где именно он приложил руку: все эти фирменные фразочки, произносимые эдак с ленцой, с легкой полу-усмешечкой, глядя в сторону – о, как мы по ним скучали! А вот драматургического таланта господь Мелу не отмерил, посему провалы в зрительском сопереживании придется простить. Местами картина изрядно провисает, зато в какой-то момент гнойник взрывается веселым потоком: десяток трупов за полторы минуты – не у каждого получится снять такое и не впасть в грех бессовестного китча. Ирония – иронией, но ведь и меру знать надо.
Режиссер Эдриан Грюнберг – фигура, без сомнения, подставная. Да, этот дядя поработал в качестве ассистента у Оливера Стоуна, Сэма Мендеса, Тони Скотта, Стивена Содерберга и самого Гибсона, но свой первый самостоятельный режиссерский проект все-таки не вытянул. Уроки мэтров, увы, впрок ему не пошли.
По сути дела, главным героем ленты является даже не Мел Гибсон, а совершенно невообразимая, колоритнейшая мексиканская тюрьма со всеми ее трущобами, закоулками, деревянными пристройками, облепившими бетонные стены, и ее пестрые, как бандана капитана Джека Воробья, обитатели. Вот тут и пригодился опыт Грюнберга по работе со всякой мексиканщиной типа «Пердиты Дуранго» - ему удалось создать в «Веселых каникулах» действительно реалистичный, несмотря на всю его карнавальную дикость, фон, на котором невозмутимый Мел Гибсон неожиданно удачно прижился, как стальной крепости бамбук, проросший на помойке сквозь горы пластиковых пакетов и пустые стаканчики от йогурта.
Фильм весьма неровный: то вы будете сидеть, ковыряя в носу, а то вцепитесь в подлокотники кресла. Общее послевкусие – как у хорошего, но слабенького вина: вроде и вкусно было, а по шарам не дало. Ну и да, вести на него детей и впечатлительных барышень, пожалуй, все-таки не стоит – сцена с отрезанием пальцев продажным мексиканским копам хоть и столь же карнавальная, однако снята более чем реалистично. Хотя для барышень припасен романтический финал с набившим оскомину пляжем – слава богу, что нам, парням, в этот момент уже пора вставать и выходить из зала – нельзя перебивать благородное послевкусие сладеньким сиропчиком.