Андрей Тарковский
В начале 80-х, после смерти «долгожителя» Брежнева, при главном «гэбэшнике» страны Андропове и другом «дышащем на ладан старце» Черненко мало кто верил, что не пройдет и десяти лет, как невыездные, которых в Советском Союзе было большинство, начнут выезжать за его пределы, а еще через пару лет падет коммунистический режим и вместе с ним — железный занавес.
Поэтому невозвращенцы продолжали не возвращаться в страну «победившего социализма».
В 1984 году в СССР не вернулся Андрей Тарковский, один из крупнейших режиссеров мирового кино, чье имя ценители ставят в один ряд с такими мастерами, как Ингмар Бергман, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Луис Бунюэль, Акира Куросава и Робер Брессон.
Тот же Бергман писал о нем: «Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон».
Андрей Тарковский родился в семье литераторов в 1932 году. Он появился на свет в селе Завражье, расположенном на берегу Волги в Костромской области, где жили родственники матери.
С шестимесячного возраста Андрей жил в Москве. Спустя три года после рождения ребенка его отец, известный советский поэт и переводчик Арсений Тарковский, оставил семью.
В дальнейшем воспоминания о раннем детстве — уход отца, мать с двумя детьми на руках, эвакуация, школа, трудности быта — были отражены в его самом сложном и самом исповедальном фильме «Зеркало» (1974).
В школе будущий режиссер учился в одном классе с известным впоследствии советским поэтом Андреем Вознесенским.
«…однажды мы во дворе стукали в одни ворота. С нами играл Шка — взрослый лоб, блатной из 3-го корпуса. Во рту у него поблескивала фикса. Он уже воровал, вышел из колонии. Его боялись. И постоянно отдавали ему мяч. Около нас остановился чужой бледный мальчик, комплексуя своей авоськой с хлебом. Именно его я потом узнал в странном новеньком нашего класса. Чужой был одет в белый свитер, крупной, грубой, наверное, домашней вязки. „Становись на ворота“, — добродушно бросил ему Шка», — написал Вознесенский о первом знакомстве с Тарковским.
Этому же эпизоду посвящены стихи Вознесенского: «Стоит белый свитер в воротах. / Тринадцатилетний Андрей. / Бей, урка дворовый, / бутцей ворованной, / по белому свитеру / бей…»
После школы, проучившись два года на арабском отделении Института востоковедения, Тарковский ушел из вуза.
Весной 1953 года он устроился рабочим в научно-исследовательскую экспедицию в Туруханский район Красноярского края, где провел почти год, пройдя пешком по тайге сотни километров.
В 54-м поступил во ВГИК, который с отличием окончил в 60-м. Он учился в мастерской Михаила Ромма вместе с Василием Шукшиным. Во ВГИКе познакомился с Андреем Кончаловским, с которым тогда началась их творческая дружба.
Свой первый полнометражный фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Николая Богомолова «Иван» Тарковский снял в 1962 году, получив тогда же за него «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.
Съемки второго фильма «Андрей Рублев», по сценарию, написанному совместно с Кончаловским, начались в 1964 году и продолжались больше года. В стране заканчивался короткий период хрущевской оттепели, начиналось брежневское безвременье.
Работа над фильмом шла медленно и тяжело из-за препон, чинимых советскими чиновниками от искусства, которые усмотрели в картине параллели с современной действительностью. «Андрея Рублева» (первоначальный вариант названия — «Страсти по Андрею») подвергли серьезным цензурным правкам. В 69-м фильм показали на Каннском фестивале, где он был удостоен приза ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии.
В 72-м году режиссер снял свой третий фильм «Солярис» — вольное переложение одноименного фантастического романа Станислава Лема. Тарковский раскрыл здесь свою идею изначальной «божественной» духовности человека. В том же году на Каннском кинофестивале картина была удостоена Специального приза жюри и Приза экуменического жюри.
Последний фильм, снятый режиссером в Советском Союзе, был «Сталкер» — вольная интерпретация повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В 1980 году картина получила Приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.
В 82-м году Тарковский уехал в Италию снимать свой шестой полнометражный фильм «Ностальгия», сценарий для которого написал знаменитый итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэрра. В 1983 году фильм был удостоен Приза за режиссуру, Приза ФИПРЕССИ и Приза экуменического жюри на Каннском кинофестивале.
Пребывая в Италии, Тарковский попросил разрешить ему с семьей остаться в этой стране еще на три года. В письме председателю Госкино Филиппу Ермашу он пообещал после вернуться в СССР.
Ермаш, в свою очередь, направил в ЦК КПСС секретную докладную записку: «Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А. А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».
10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане режиссер объявил о своем решении не возвращаться в СССР.
В Советском Союзе запретили показывать его фильмы, упоминать его имя в печати. Однако на лишение Тарковского советского гражданства власти не решились. Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почетного гражданина города.
В декабре 85-го врачи диагностировали у него рак легких. Когда известие о болезни Тарковского достигло СССР, власти наконец разрешили его сыну Андрею вылететь к отцу. В это же время был снят запрет с имени Тарковского — его фильмы опять разрешили показывать в кинотеатрах, начиналась пока еще робкая, но все же перестройка.
Последней работой режиссера стал фильм «Жертвоприношение», снятый в Швеции на острове Готланд в 1986 году. Картина была удостоена Гран-при в Канне, а также ряда других кинонаград.
«Что же касается свободы творчества, то о ней вообще нельзя спорить. Ни одно искусство без нее не может существовать. Отсутствие этой свободы приводит к тому, что произведение искусства, несмотря на свое физическое существование, на самом деле не существует», — сказал режиссер в своем последнем интервью, данном парижскому еженедельнику Le Figaro Magazine в октябре 1986 года.
Андрей Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
От редакции:
Это последняя публикация из серии «Ридуса» о самых известных невозвращенцах СССР. Ссылки на статьи о других героях — в разделе «Читайте также».