Кино

«Меридианы Тихого»: конкурс на твёрдую пятёрку. Фоторепортаж

0 480

Пресс-конференция международного жюри. © Юрий Смитюк

Конкурсная программа 11-го Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» состоит из десяти фильмов, подобранных со вкусом и с явным пониманием правящих сегодня в киномире тенденций. Это, безусловно, авторское кино, но рассчитанное при этом на довольно широкого, по крайней мере – на интересующегося современным кинопроцессом зрителя. Киноридус ставит данной подборке твёрдую пятёрку.

Естественно желание как-то систематизировать, разложить по полочкам увиденное. Основной темой фестивального конкурса можно назвать тему Семьи – которая в том или ином проявлении фигурирует практически в каждом показанном во Владивостоке фильме. Герои доброй половины картин – молодые люди, только вступающие в жизнь. Практически поровну делятся ленты и по манере изложения – часть из них строится на крепко прописанном сюжете, часть внешне бессвязна, но держится за счёт мастерски проработанной атмосферы.  

Кадр из фильма "Золотая клетка".

Ко второму типу принадлежит одна из лучших (если не самая лучшая) картина конкурсной программы - «Золотая клетка» (Мексика-Испания, реж. Диего Кемада-Диес). Она рассказывает о нескольких подростках, вознамерившихся нелегально перебраться из Гватемалы в США. Сперва их трое – два паренька и их переодетая под парня подруга; по пути к ним присоединяется не говорящий по-испански индеец. Девушка относится к новому знакомому с симпатией, ребята – с подозрением; в особенности недолюбливает непрошенного спутника тот, кто не без оснований претендует в этой компании на лидерство. Однако совместное путешествие и сопутствующие ему обстоятельства постепенно заставляют их по-настоящему сблизиться. А обстоятельства эти воистину трагические; формат данного обзора не позволяет раскрыть все сюжетные повороты, но можно сказать, что на пути героев встретятся как «бравые» представители миграционной полиции, так и просто бесчеловечные бандиты, живущие по принципу «человек человеку волк». А название фильма отсылает, как можно понять, собственно к США - стране, которая окружена со всех сторон пограничной решёткой, но куда, тем не менее, все страстно стремятся попасть.

Член жюри Рири Риза. © Юрий Смитюк

Весной «Золотая клетка» участвовала в каннском конкурсе «Особый взгляд», где была удостоена абсолютно заслуженного приза за лучший ансамбль – предельно достоверный и безупречно сыгранный. Возможно, не оставит картину без внимания и владивостокское жюри под председательством Александра Миндадзе – это фильм, в котором мощное социальное высказывание передано в остросовременной художественной форме.

Кадр из фильма "Илоило".

Побывала в Каннах и лента «Илоило» (Сингапур, реж. Энтони Чен) – и по итогам кинофестиваля была признана лучшим дебютом, получив почётную «Золотую камеру». Эта картина держит безусловное лидерство среди «сюжетных» участников здешнего конкурса. Сингапурская семья – папа, ожидающая второго ребёнка мама и крайне непослушный мальчишка десяти лет – нанимает себе в помощь прилетевшую из Филиппин служанку (Илоило - это город, где она оставила собственного годовалого сына). Поначалу хозяйский баловник принимает её в штыки, всячески стараясь молодой женщине нагадить. Но и здесь время берёт своё – и спустя какие-то недели он прикипает к ней крепче крепкого. Не сказать, что эта дружба полностью его исправляет, однако впервые появляется хоть какой-то шанс, что Джиале станет когда-нибудь приличным человеком.

Член жюри Курихара Комаки. © Юрий Смитюк

В отличие от «Золотой клетки», которую всё-таки надо в определённые моменты «перетерпеть», это абсолютно зрительская история, своей простотой (но не наивностью!) захватывающая нас практически сразу. Сингапур Сингапуром, а показанные в фильме ситуации, в принципе, одинаковы для любой страны, где есть маленькие дети – что, разумеется, сближает нас с авторами этой чудесной и очень трогательной ленты. Как сказали приехавшие во Владивосток исполнительницы главных ролей Анжели Баяни и Ео Янн Янн, «это маленький фильм, но с большим сердцем».

Кадр из фильма "Расплата".

Но никак нельзя назвать «типичной» историю, рассказанную в «Расплате» (Китай, реж. Эмили Тан). Хотя начало похожее: такой же хулиганистый пацанёнок травит жизнь матери, не желая завтракать и тем более идти в школу. Однако не успеваем мы настроиться на очередной «детский» фильм, как нелепая авария уносит жизнь маленького героя. Горю родителей нету предела – и не только потому, что они потеряли единственное чадо, но и потому, что уже лишены возможности завести нового ребёнка. И несмотря на то, что виновным в гибели ребёнка признают бывшего за рулём мужчину (выжившего, пусть и попавшего с серьёзными травмами в больницу), отец мальчика решает отыграться не на нём, а на его молодой жене. Причём самым решительным образом: при первой же возможности он насилует женщину, настаивая, чтобы та родила ему сына взамен погибшего: жизнь за жизнь. Та вынуждена согласиться… Душераздирающий сюжет с совсем уж душераздирающим финалом: китайцам уж точно никак не откажешь в умении находить в жизни самые необыкновенные её повороты. Хотя ведь ничего принципиально «китайского» в этом фильме вовсе нет – разве не могло нечто подобное произойти и в каком-нибудь российском городке?.. Вполне могло; может, кто-нибудь решиться на ремейк?..

Кадр из фильма "Майор".

Гибель ребёнка (но при других обстоятельствах и с совершенно другими последствиями) находится и в центре сюжета российского участника конкурса – это «Майор» Юрия Быкова, о котором мы уже неоднократно рассказывали и с «Кинотавра», и накануне выхода ленты в прокат. Повторяться поэтому не будем, позволив себе разве что удивиться – по своему напору, по своей энергетике этот фильм (пусть и отличный) плохо вписывается в довольно «расслабленную» концепцию фестивального конкурса, где преобладают не жирные мазки, а полутона, не решительные действия, а порой даже неосязаемые нюансы. Но посмотрим, как оценит эту работу большое жюри. Ирина Низина, во всяком случае, и здесь с полным правом претендует на главную актёрскую награду.

Кадр из фильма "Стыд".

Слегка ближе к международным участникам конкурса другой наш российский фильм – «Стыд» Юсупа Разыкова, о котором мы также уже писали из Сочи. Не менее трагичный, он в большей степени склоняется к меланхолии, что свойственно и прочим картинам. К тому же тема ленты – мир моряков-подводников – идеально соответствует не столько фестивалю, сколько самому Владивостоку – городу воинской славы.

Кадр из фильма "Собачья плоть".

Любопытную пару составляют сделанные практически по одному рецепту фильмы «Собачья плоть» (Чили-Франция-Германия, реж. Фернандо Гуссони) и «Отлив» (США-Бельгия-Италия, реж. Роберто Минервини). Это два глубоко личных портрета, построенных на пристальном наблюдении за своими героями. Только в первом случае герой – мужчина средних лет со скрытым от нас прошлым (мы только можем понять, что он тем или иным образом некогда соприкасался с чилийской диктатурой), бесцельно проводящий дни в разнообразных и пустяковых, казалось бы, занятиях (посещение врача, бассейна, разговоры со знакомыми и случайно встреченными людьми).

Кадр из фильма "Отлив".

Во втором – мальчик, чьи дни столь же «пусты», но в то же время и необыкновенно насыщены (можно и камешки в реку попускать, и рыбку половить, и на матрасе попрыгать). Оба они преданы: чилиец – своей страной, своей семьёй (хотя, вероятно, в этом есть и его вина), техасский мальчуган – матерью, занимающейся только собой и иногда попросту забывающей о существовании сына. И оба актёра – и Алехандро Гоик, и Даниэль Бланшар – имеют все шансы быть названы жюри лучшими актёрами этого фестиваля.

Кадр из фильма "Шоппинг".

От этих лент «Шоппинг» (Новая Зеландия, реж. Марк Альбистон и Луис Сазерленд) отличается в первую очередь тем, что наблюдение за молодым человеком сопровождено и действием, и нарастающей драмой, да и людей его окружает куда больше. Выросший под давлением порой без меры жестокого отца, герой картины поддаётся очарованию встретившегося на его пути воришки – и невольно втягивается в мир криминала, где его замечают, хвалят и даже, вроде бы, ценят. Принимая «невинные», на первый взгляд, налёты на мелкие магазинчики за своего рода «игру» (куш ведь там не ахти большой), паренёк до поры до времени не понимает, что его «прикармливают» вовсе не потому, что он такой классный друг, а потому, что однажды он сможет провести банду в магазин покрупнее… Параллельно развиваются отношения персонажа с младшим братом и с матерью-аборигенкой, что позволяет авторам фильма затронуть и болезненный национальный вопрос.

Кадр из фильма "Уборщик".

Развитию отношений между взрослым и маленьким посвящена и картина «Уборщик» (Перу, реж. Адриан Саба). Герой Виктора Прады (ещё один потенциальный номинант на актёрский приз) – человек, очищающий место чужой смерти, и работы ему в последнее время хватает: в Лиме бушует страшная и необъяснимая эпидемия, выкосившая уже половину жителей города. Однажды Эусебио находит в опустевшем доме прячущегося мальчика (как уже было сказано, вокруг детей здесь вертится большинство сюжетов). Попытки пристроить найдёныша в приют не увенчиваются успехом (всё уже переполнено), поэтому пока что Хоакина приходится оставить у себя…

Кадр из фильма "Бессоница".

«Бессонница» (Республика Корея, реж. Чан Кын Чэ) также создана в жанре двойного портрета, только на сей раз - влюблённой пары. Они женаты уже два года, и она по-прежнему никак не может на него наглядеться: встречает его после работы на автобусной остановке, обнимает, когда он моет посуду. Они пока не планируют заводить ребёнка и всячески остерегаются ссор, хотя таковые иногда всё же случаются... Опять же, это почти медитативная картина с минимальным сюжетом, но с максимально сконцентрированной атмосферой; история двух близких людей – не больше, но и не меньше.

Призеры кинофестиваля станут известны уже завтра. Но уже сегодня можно сказать, что «Меридианы Тихого» в этом году представили на редкость яркую и убедительную конкурсную программу, в которой не было «пустых мест» и лишних фильмов. Такое удаётся фестивальным отборщикам далеко не всегда, поэтому команду из Владивостока можно искренне поздравить с настоящим, заслуженным успехом.

Фоторепортаж с фестивальных пресс-конференций:

Пресс-конференция по конкусрным фильмам "Майор" (Ирина Низина) и "Шоппинг" (Джулиан Деннисон). © Юрий Смитюк

Актёр Джулиан Деннисон ("Шоппинг"). © Юрий Смитюк

Актёр Джулиан Деннисон ("Шоппинг") со своей мамой. © Юрий Смитюк

Ирина Низина ("Майор"). © Юрий Смитюк

Фоторепортаж с "Фестивальной деревни", работающей в рамках 11-го кинофестиваля "Меридианы Тихого" на берегу Японского моря: 

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

"Фестивальная деревня". © Юрий Смитюк

См. также:

«Изабель Юппер посетила Владивосток»

«Майкл Мэдсен – о заболевшем ките, спасённом псе и о шляпе, которая не понравилась Тарантино»

«Каково быть режиссёром в Северной Корее»