Действующие московские рынки монополизированы перекупщиками и вместо свежей фермерской продукции предлагают однообразные товары с оптовых баз по высоким ценам. Чтобы переломить ситуацию, департамент торговли и услуг Москвы подготовил концепцию развития в городе современных сельскохозяйственных рынков, которую намерены реализовать с помощью крупных частных инвесторов.
В качестве позитивных примеров РБК daily приводит деятельность "Фрешмаркет" группы компаний "Ташир", "Фермер Базар" ресторанного холдинга Ginza Project и "Экобазар" "Ростик Групп".
В "Экобазар", построенный в декабре 2011 года в Мытищах, было инвестировано 20 миллионов долларов. На подмосковном рынке внедрены технологии энергосбережения, организация торговых мест и процесс управления рынком, когда арендаторы расплачиваются за места только по безналичному расчету. Чиновники полагают, что полный запрет на расчеты наличными позволил убрать коррупционную составляющую на рынке.
Директор по маркетингу "Экобазара" Наталья Волкова рассказывает, что "арендаторы осуществляют единовременный перевод, не выплачивая никаких "входных"; "они получают полностью оборудованное торговое место, включая холодильники, разделочные столы"; прежде чем начать торговать, фермер проходит жесткий контроль качества реализуемой продукции, а если имеется несколько претендентов на торговое место, "Экобазар" проводит тендер среди потенциальных продавцов, с точки зрения качества и ассортимента продукции. Для владельцев приусадебных участков на рынке также предусмотрены места - "бабушкины ряды" - где дачники могут продавать продукцию с дачных участков без арендной платы.
Москва готова предоставить инвесторам для реализации пилотных проектов по созданию современных сельхозрынков, аналогичных "Экобазару", Северный и Коптевский рынки; потом сельхозрынки шаговой доступности должны появиться в каждом районе столицы.
Сами фермеры настроены скептически: для торговли необходимы сертификаты на продукцию, оформление которых отнимает массу времени и денег; коррупцию со стороны контролирующих органов тоже никто не отменял.
"Мы можем продавать в столице, но наша выручка пойдет на оплату бензина, а мы получим только моральное удовлетворение от поездки. Мне проще с минимумом справок продать кроликов оптом и живьем, чем везти мясо на сельхозрынок. Если же я буду увеличивать поголовье и производство мяса, то качество моей продукции обязательно снизится", - рассказал изданию один из подмосковных аграриев. Вместе с коллегами он предпочитает продавать свою продукцию среди местного населения, рассчитывая на "сарафанное радио".