Пока московские власти тщетно пытаются изобрести велосипед и хоть как-то наладить работу выделенных полос для общественного транспорта, их коллеги из Стамбула уже решили эту проблему. Пять лет назад они подарили горожанам действительно быстрый и комфортный способ передвижения - метробус.
Линия метробуса проложена по оживленному шоссе, идущему между восточными и западными окраинами города и проходящему через деловой центр. Ее длина - 43 километра.
Всего на данный момент на линии 33 станции, однако интенсивно идет строительство в направлении западных пригородов.
Линия проходит по середине многополосного шоссе, платформы расположены здесь же. Попадание на них осуществляется по надземным переходам, реже - по подземным. Многие станции, в основном, в центре города интегрированы с остановками других видов транспорта - обычных автобусов, метро и трамвая. Благодаря этому перемещение по городу не вызывает затруднений.
Главным преимуществом метробуса является его полная изолированность на дороге от остальных видов транспорта. Полосы метробуса на всем протяжении линии не имеют никаких пересечений и выходов "наружу", кроме съездов в депо через тоннели под шоссе. Никто и нигде из обычных водителей при всем желании не заедет на линию метробуса.
Проход на платформы осуществляется через турникеты по обычным, общим для Стамбула картам Istanbulkart или жетонам Akbil. Стоимость проезда - такая же, как и на любом другом виде городского транспорта (около 1,7 - 2 турецких лир, или 27-32 рубля). Соответственно, входы в салон метробуса не загромождены никакими идиотскими препятствиями вроде турникетов.
На линии курсирует подвижной состав из специально адаптированных сдвоенных и даже строенных (с двумя "гармошками") автобусов Mercedes. Это большие, очень комфортные кондиционированные низкопольные машины.
Частота движения варьируется в зависимости от времени суток. Я пользовался метробусом практически в разгар рабочего дня, и в это время интервал между автобусами составлял в среднем 10 (десять) секунд. То есть каждые десять секунд к платформе подлетал очередной автобус, выгружал пассажиров, запускал новых и отъезжал от платформы. Все происходило очень быстро и четко.
Зачастую машины идут друг за другом "караванами" по три-пять-семь автобусов. Каких-то ограничений на интервал или расстояние между ними нет, водители ориентируются по обстановке и сами регулируют расстояние до впереди идущего автобуса.
Что касается Москвы. Мне бы хотелось, чтобы столичные власти не пытались изобрести велосипед. Метробус, на мой взляд, идеальное решение для районов, не осчастливленных метрополитеном, например, для района ВДНХ-Ярославка, Люблинская улица, Текстильщики-Люберцы, Сокол-Митино и т.п. Стоимость таких линий в разы ниже не только стоимости линий метро, но и скоростных трамваев, о которых давно и много говорят.
Было бы желание.
А вот и видео: все стоят, мы едем :)
Более подробно о Metrobus можно прочесть здесь: Wikipedia.
Мой предыдущий пост о скоростной линии автобусов TransMillenio в Боготе, Колумбия.