Стокгольмский метрополитен, подобно московскому, не только средство передвижения, но и настоящее произведение искусства. Cказочные пещеры и гроты, греческие скульптуры и элементы классической архитектуры, настенные рельефы и рисунки, поп-арт, мозаика, выставки художников, поезда и мужики-контролеры в юбках. И все это — Стокгольмский метрополитен.
В Стокгольме я был проездом и всего на часок успел спуститься в «самую длинную художественную галерею в мире». Этого времени было катастрофически мало — каждую нестандартную станцию хотелось изучать и детально рассматривать часами...
Система линий метрополитена была открыта 1 октября 1950 года и на данный момент является единственной в Швеции. Так выглядит вход на станцию "Кунгстредгорден".
Станция находится в скалах на глубине около 34 метров под землей. Оформлением станции занимался художник Ульрик Сэмуэльсон. Вдохновение он черпал из замечательных дворцов, расположенных в окрестностях Кунгстредгорден.
Одна поездка стоит примерно 120 рублей, что дорого. Если по одному билету хочет пройти несколько человек, то необходимо обратиться к оператору в будке.
Билеты можно купить в автомате или в магазинчиках рядом с метро.
Карту можно пополнять в автоматах наличными или с помощью кредитки.
Оформление наклона эскалатора!
Для инвалидов установлены лифты. Едут они неспешно и пахнет в них ожидаемо.
Я прокатился по нескольким станциям синей ветки. Она самая глубокая и самая красивая.
Платформа Кунгстредгорден. На всех станциях есть информационные табло, на которых видно маршрут поезда, время его ожидания в минутах (ближайший поезд отображается постоянно на первой строке, два последующих — бегущей второй строкой). По прибытии поезда на табло указывается количество вагонов в составе.
Хозяином станции можно считать статую краснокожего мужчины, который олицетворяет бога войны. Также станцию украшает множество архитектурных элементов с античными мотивами.
Гигантские отпечатки пальцев на стенах.
Скалы настоящие, не декоративные.
Например за этой скульптурой можно разглядеть следы от скважин, которые остались со времен проходки тоннелей.
Ежегодно несколько сотен художников представляют стокгольмскому метро свои лучшие работы для создания подземной галереи. Это одна из них.
Козочку я проверил — это часть оформления станции, а не выходка подростков.
Эскалатор на станцию "Сульна сентрум".
Станция построена в скальной породе на глубине 36 метров под землей.
Стены станции окрашены в красный и зеленый цвета и расписаны рисунками на тему социальных проблем и охраны окружающей среды, актуальных в Швеции в 70-е годы прошлого века.
Траволатор на станцию "Т-Централен".
Станция является пересадочной на одноимённые станции красной и зелёной линий (образующие между собой кроссплатформенную пересадку). Через пешеходный переход соединена с центральным железнодорожным вокзалом и автовокзалом Стокгольма.
Станция вырублена в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты защитным слоем набрызг-бетона. Арки и нижние части пилонов выкрашены в голубой цвет, своды расписаны голубыми стилизованными изображениями веток с листьями.
Станция "Родхусет" названа в честь городской ратуши, здание которой находится выше на поверхности.
Как многие другие станции синий линии, "Родхусет" представляет собой органическую архитектуру с неровной неотделанной поверхностью на естественных системах пещер.
Станция оформлена в стиле поп-арт с композициями корзин и дров в стене, а также художественными элементами в виде ботинок, свисающих прямо с потолка. В зависимости от времени года в стокгольмском метрополитене ходят составы разной длины. Зимой вагонов больше, чем летом. Стрелками на платформе обозначено место, где останавливается поезд.
Каждый раз машинист лично смотрит, как закрываются двери. На станциях нет зеркал, не везде есть мониторы обзора хвоста и платформы.
Забыл название станции )
Всего система линий метрополитена Стокгольма включает 100 станций на трёх линиях, общая протяжённость которых составляет 105,7 км. 48 станций подземные, 52 станции наземные или надземные.
Современный состав C20.
В отличии от московского метро, в Стокгольме можно встретить контролеров. После прохода турникетов у пассажира есть 90 минут, чтобы добраться до нужной станции. Может это защита от фотографов? Чтобы целыми днями не зависали в подземке?
Вагоны небольшие, светлые и комфортные. По компоновке сидячих мест в Стокгольме явно не знают, что такое станция "Выхино".
А это — аэроэкспресс из аэропорта. Стоит 1200 рублей за 25 минут пути в центр города. Очень дорого, но удобно. Идет со скоростью до 200 км/ч. При этом даже в туннелях работает бесплатный Wi-Fi. Билет покупается в автомате (в центре кадра) за 1 минуту.
Если купить билет у контролера, то он выйдет на 500 рублей дороже.
Внутри по комфорту вагоны похожи на "Сапсаны" Москва-Питер.
Есть вагон с "барной стойкой" и приятными светильниками. Если в стандартном вагоне много свободных мест, то здесь все места всегда заняты. Да и туалет рядом.
А вот и он.
Вот такая беглая экскурсия по волшебной подземки Швеции. Рекомендую каждому обязательно здесь побывать! И огромное спасибо моему другу Йохану Сандбергу за прогулку по метрополитену и компании Volvo Construction за приглашение в Швецию! Рассказ про завод Вольво будет в следующем посте.